Подписной индекс в каталоге «Пресса России» 39898
ISSN 1680-1709
ББК 95.4
Ч-823
ВЕСТНИК ЧУВАШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И. Я. ЯКОВЛЕВА
2011. № 1 (69). Ч. 2
Серия «Гуманитарные и педагогические науки»
Учредитель
ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
(свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-36709 от 01 июля 2009 г.)
Журнал включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий,
в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
(решение Президиума ВАК Минобрнауки России от 19 февраля 2010 года № 6/6).
Главный редактор Г. Н. Григорьев
Заместитель главного редактора А. А. Шуканов
Ответственный секретарь И. А. Федянина
Редакционная коллегия:
Абашева Д. В., Андреев В. И., Анисимов Г. А., Арсентьев Н. М., Баранова Э. А., Беловолов В. А.,
Бондырева С. К., Габдреев Р. В., Григорьев В. С., Данилов И. П., Драндров Г. Л., Дулат-Алеев В. Р.,
Зайнуллин М. В., Карпов И. П., Козлов О. А., Кондратьев М. Г., Кузнецова Л. В., Кузьмина Г. П.,
Лавина Т. А., Максимов В. Г., Медведев Л. Г., Медведева И. А., Метин П. Н., Миннегулов Х. Ю.,
Немыкина И. Н., Павлов И. В., Петренко Н. И., Петрова Т. Н., Резник Ю. М., Рязанцева И. М., Салагаев
А. Л., Сальников В. А., Сергеев Л. П., Тенюкова Г. Г., Ульенкова У. В., Федоров В. М.
Адрес редакции: 428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38
Тел.: (8352) 62-08-71
E-mail: redak_vestnik@chgpu.edu.ru
www: http://vestnik.chgpu.edu.ru
© ГОУ ВПО «Чувашский государственный
педагогический университет им. И. Я. Яковлева», 2011
Стр.1
Гуманитарные и педагогические науки
ГУМАНИТАРНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 75.03(470.343/.344+470.41)«1945/1960»
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ ЧУВАШИИ, ТАТАРСТАНА, МАРИЙ ЭЛ
В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1945–1960 гг.)
THE HISTORICAL PAINTING OF CHUVASHIA, TATARSTAN, MARI EL
IN THE POST-WAR PERIOD (1945–1960)
А. Н. Автономова
А. N. Avtonomova
ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический
университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Установлено, что в исторической живописи Чувашии, Татарстана, Марий Эл
послевоенного периода (1945–1960 гг.) повысилось реалистическое мастерство, усилилось единство
формы и содержания живописных полотен.
Abstract. It has been established that realistic skill improved, unity of the form and the content of
pictorial canvases reinforced in the historical painting of Chuvashia, Tatarstan, Mari El in the post-war
period (1945–1960).
Ключевые слова: историческая картина, живопись.
Keywords: historical picture, painting.
Актуальность исследуемой проблемы. Исторический жанр в живописи является
одним из крупных, довольно сложных и объемных по содержанию. Он помогает зрителю
ярче понять и осмыслить историю родного народа. На протяжении всего ХХ столетия интерес
живописцев к истории имел разнообразную динамику. Поэтому на сегодняшний день
исследование проблемы развития исторической живописи в искусствоведении остается
важным. По заявленной теме впервые выдвигается проблема комплексного изучения исторического
жанра в станковой живописи трех республик – Чувашии, Татарстана, Марий Эл.
3
Стр.2
Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2011. № 1 (69). Ч. 2
Актуальность исследуемой проблемы определяется и тем, что специальных научных
исследований, целиком посвященных данному вопросу, почти не имеется. Он лишь
частично затрагивался А. Г. Григорьевым, Н. А. Ургалкиной, А. А. Трофимовым (Чувашия),
С. М. Червонной, Р. Р. Султановой, Д. К. Валеевой (Татарстан), Б. Ф. ТоваровымКошкиным,
Г. И. Прокушевым, В. Г. Кудрявцевым (Марий Эл), чьи труды представляют
для нас несомненную ценность.
Материал и методика исследований. Основным материалом для исследования
послужили живописные полотна чувашских, татарских и марийских мастеров, представляющие
немалый пласт для изучения особенностей развития исторического жанра.
Методология исследования обусловлена характером темы и спецификой поставленных
задач, требующих комплексного подхода. В таком подходе предполагается обобщение
и синтез как научных исследований, так и литературных источников. В работе используются
методы искусствоведческих исследований, направленные на анализ оригинальных произведений
живописи в музейных собраниях для выявления изменений, произошедших в
исторической живописи рассматриваемых регионов в послевоенный период.
Результаты исследований и их обсуждение. Огромный вклад в развитие исторической
картины внесли художники рассматриваемых республик разных поколений: и те,
кто продолжал работу, начатую в предвоенные и военные годы, и вернувшиеся с войны
фронтовики, активно включившиеся в творческую работу с первых послевоенных лет, и
молодые художники. Каждый из них разрабатывал свой круг тем и вдохновлялся яркими
событиями исторического прошлого родного народа.
Немало произведений посвятили живописцы трех республик одной из ярких исторических
фигур средневековой Руси – Ивану Грозному. Множество исторических событий
связано с этим звучным именем. Ярким примером служит тот факт, что чуваши добровольно
вошли в состав Русского государства. Своеобразная трактовка этого знаменательного
события нашла отражение в работе Н. К. Сверчкова «Встреча Ивана Грозного с
чувашским отрядом» (1946). В нем воскрешаются страницы истории 1550-х годов, связанных
с походом И. Грозного на Казань. Автору удалось передать теплоту человеческих
отношений между царем и представителями чувашского народа – вооруженным отрядом.
Дружелюбная обстановка чувствуется и в жестах, и в «открытых» позах фигур. Царь, который
отличался неприступностью и гордостью своего характера, подошел к крестьянину-чувашу,
доверчиво положил руку ему на плечо и начал вести спокойную беседу. Особое
внимание привлекают в работе пастозно написанные облака. Энергичные легкие мазки
зеленовато-голубых, розоватых оттенков не только выделяют главных героев, но и
передают живость их общения. Несмотря на некоторую эскизность полотна,
Н. К. Сверчкову удалось передать в образах представителей чувашского народа помощников
Ивана Грозного в великом деле объединения Русского государства.
По-иному представлен образ рассматриваемой исторической личности в марийской
живописи. По сохранившемуся в народе преданию, в 1546 году к Великому князю прислали
«бить челом горняя черемиса, чтобы государь пожаловал послать рать на Казань, а они
воеводами государю служить хотят…» [3, 20]. Это историческое событие легло в основу
полотен А. С. Пушкова «Акпарс у И. Грозного» и «Марийские послы у И. Грозного»
(1957). Наиболее интересна по композиции и глубине раскрытия темы вторая работа, в которой
автор запечатлел встречу марийских послов с Великим князем. На первом плане по
одну сторону стола сидит царь, фигура которого изображена в живом и свободном движе4
Стр.3