Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева

Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева №1 (69). Часть 1. Серия "Гуманитарные и педагогические науки" 2011

0   0
Страниц240
ID243478
АннотацияНаучный журнал "Вестник Чувашского государственного педагогического института им. И.Я. Яковлева" издаётся с 1997 года. Публикация статей осуществляется по сериям естественные и технические науки, Гуманитарные и педагогические науки. Отдельный выпуск может быть тематический или в нём могут публиковаться научные статьи по актуальным проблемам естественных, технических и гуманитарных наук. Учредителем и издателем журнала является ФГБОУ ВПО Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Входит в Перечень ВАК
Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева : Научный журнал .— Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева .— 2011 .— №1 (69). Часть 1. Серия "Гуманитарные и педагогические науки" .— 240 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/243478 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

1 Серия «Гуманитарные и педагогические науки» Учредитель ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. <...> 62-08-71 E-mail: redak_vestnik@chgpu.edu.ru www: http://vestnik.chgpu.edu.ru © ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. <...> Ключевые слова: культура, национальная культура, педагогическое мастерство, педагогическая культура учителей, педагогическая культура родителей, сельская общеобразовательная национальная школа, сельский социум, уровень педагогической культуры, подготовка педагогических кадров к педагогическому просвещению родителей и общественности. gogical culture of Keywords: culture, national culture, pedagogical skill, pedagogical culture of teachers, pedaparents, village school, village community, level of pedagogical culture, training of pedagogical staff for pedagogical education of parents and society. <...> Педагогическая культура в значительной мере определяется тем, как воспитатель умеет наблюдать за ребенком в процессе его умственного и физического труда, во время игр, экскурсий, на досуге, выявлять его внутреннее состояние; без твердой психологической почвы нет педагогической культуры. <...> Педагогическая культура, как показывают исследования, представляет сложное интегральное обобщенное качество личности педагога-профессионала как условие и предпосылка эффективной педагогической деятельности, как общественный показатель профессиональной компетентности учителя и как цель профессионального самосовершенствования [5, 282]. <...> FORMATION AND ACTIVITY OF THE COUNCIL OF NATIONAL ECONOMY OF THE CHUVASH AUTONOMOUS REGION IN 1920–1924 С. В. Гончарова S. <...> The history of creation and functioning of a board of governing the industry of the Chuvash autonomous region in 1920–1924 is considered. <...> В этой связи весьма актуально исследование формирования и деятельности Совета народного хозяйства Чувашской автономной области (СНХ ЧАО) в 1920–1924 гг. <...> По причине образования ЧАО Казанский СНХ 1 сентября 1920 г. прекратил поддержку уездных экономических отделов [1]. <...> Для управления промышленными предприятиями области 6 июля 1920 г. постановлением Революционного комитета Чувашской автономной области был образован <...>
Вестник_Чувашского_государственного_педагогического_университета_им._И.Я._Яковлева_№1_(69)._Часть_1._Серия_Гуманитарные_и_педагогические_науки_2011.pdf
Подписной индекс в каталоге «Пресса России» 39898 ISSN 1680-1709 ББК 95.4 Ч-823 ВЕСТНИК ЧУВАШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ И. Я. ЯКОВЛЕВА 2011. № 1 (69). Ч. 1 Серия «Гуманитарные и педагогические науки» Учредитель ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-36709 от 01 июля 2009 г.) Журнал включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук (решение Президиума ВАК Минобрнауки России от 19 февраля 2010 года № 6/6). Главный редактор Г. Н. Григорьев Заместитель главного редактора А. А. Шуканов Ответственный секретарь И. А. Федянина Редакционная коллегия: Абашева Д. В., Андреев В. И., Анисимов Г. А., Арсентьев Н. М., Баранова Э. А., Беловолов В. А., Бондырева С. К., Габдреев Р. В., Григорьев В. С., Данилов И. П., Драндров Г. Л., Дулат-Алеев В. Р., Зайнуллин М. В., Карпов И. П., Козлов О. А., Кондратьев М. Г., Кузнецова Л. В., Кузьмина Г. П., Лавина Т. А., Максимов В. Г., Медведев Л. Г., Медведева И. А., Метин П. Н., Миннегулов Х. Ю., Немыкина И. Н., Павлов И. В., Петренко Н. И., Петрова Т. Н., Резник Ю. М., Рязанцева И. М., Салагаев А. Л., Сальников В. А., Сергеев Л. П., Тенюкова Г. Г., Ульенкова У. В., Федоров В. М. Адрес редакции: 428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38 Тел.: (8352) 62-08-71 E-mail: redak_vestnik@chgpu.edu.ru www: http://vestnik.chgpu.edu.ru © ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», 2011
Стр.1
Гуманитарные и педагогические науки ГУМАНИТАРНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК 75.044(470.34+470.41)«19/20» ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ РЕСПУБЛИК СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ (ЧУВАШИЯ, ТАТАРСТАН, МАРИЙ ЭЛ) В КОНЦЕ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI В. TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF HISTORICAL PAINTING IN FINE ARTS OF THE REPUBLICS OF THE MIDDLE VOLGA REGION (CHUVASHIA, TATARSTAN, MARI EL) AT THE END OF THE XX – THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY А. Н. Автономова A. N. Avtonomova ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары Аннотация. В статье выдвигается проблема комплексного исследования исторической живописи в изобразительном искусстве Чувашии, Татарстана и Марий Эл конца XX – начала XXI в. Рассматриваются ее формы и направления. Abstract. The article presents the problem of a comprehensive study of historical painting in fine arts of Chuvashia, Tatarstan and Mary El at the end of the XX – the beginning of the XXI century. Its forms and directions are considered. Ключевые слова: историческая живопись, живопись республик Среднего Поволжья, национальная тема, историко-философская тема. Keywords: historical painting, painting of the republics of the Middle Volga region, national theme, historical and philosophical theme. 3
Стр.2
Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2011. № 1 (69). Ч. 1 Актуальность исследуемой проблемы. В республиках Среднего Поволжья к началу 1990-х годов завершился большой этап развития изобразительного искусства, у которого были свои достижения и недостатки. В искусствоведении делаются попытки проанализировать и изучить произошедшие изменения. Отдельного исследования, посвященного тенденциям развития исторической живописи в изобразительном искусстве Чувашии, Татарстана и Марий Эл конца ХХ – начала ХХI в., не имеется. В данной публикации впервые ставится задача комплексного исследования заявленной проблемы. Материал и методика исследований. Методологические основы исследования строятся на сочетании различных форм анализа с широким историко-искусствоведческим подходом к материалу. В настоящее время особенно актуален аналитический подход. Работа над изучением данной проблемы потребовала активного использования исследований по истории и культурологии. Результаты исследований и их обсуждение. На стыке двух политических режимов над историческими полотнами работали многие живописцы республик: А. А. Абзгильдин, И. В. Рафиков, Ф. Л. Халиков (Татарстан), Н. В. Овчинников, В. И. Агеев, Ю. А. Бубнов (Чувашия), И. А. Михайлин, М. К. Нефедов, Ю. С. Белков (Марий Эл). Этими и другими мастерами сделано немало для обогащения искусства своего края новыми высокохудожественными произведениями гражданственного, социального или лирического содержания. Художниками указанных республик созданы глубоко содержательные исторические полотна. Разные по творческому стилю и живописным поискам авторы работали в различных техниках и направлениях. Ныне формы исторической картины изменились. На смену историко-революционной теме, популярной до 1980х годов, пришла новая – историко-философская, которая заинтересовала мастеров искусства своей новизной и возможностью глубинного психологического осмысления исторических трагедий народов и индивидуальностей. В чувашской, татарской и марийской живописи 1990-х годов наряду с реализмом появляются символическая и авангардная тенденции, предполагающие безусловное стремление к новизне, открытости чувств и мыслей, раскованность, свободу художественного языка, обращение к различным историческим темам, в которых отражаются земные и космические катастрофы, человеческие страдания и переживания. Поиски национальных корней, ее истоков и языка в изобразительном искусстве превратились в новую большую проблему. Чувашских художников Н. В. Овчинникова и В. И. Агеева глубоко волновала история Волжской Болгарии (VII век). В своих произведениях они запечатлели яркий образ основателя и первого правителя огромной племенной конфигурации, куда входили и суваро-болгарские племена – предки чувашей, – хана Кубрата. В полотнах, разных по манере и технике живописного исполнения, им удалось показать всю значимость его личности в истории чувашского народа. В картине «Отец чувашской нации – хан Кубрат» (2000) Н. В. Овчинников умело передал огромную внутреннюю энергию, дух и физическую мощь Кубрата. Используя приемы живописи плотными широкими мазками, автор создал запоминающийся образ хана. Картина отличается яркостью цветовой палитры. Использование активного красного цвета дает ощущение некой торжественности и значимости события. Иную трактовку образа первого правителя Волжской Болгарии дает В. И. Агеев. На его полотне «Царь Волжской Болгарии – Кубрат и четыре его сына» (2002) соединились рациональный отбор деталей и огромная сила обобщения, что не мешает художнику с помощью цветовых 4
Стр.3