Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Научно-исследовательская лаборатория социально-психологической адаптации студентов СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 11 апреля 2013 года г. Кемерово Кемерово 2013 УДК 316.614 ББК 88.52я43 С56 ОРГКОМИТЕТ КОНФЕРЕНЦИИ Кудрина Екатерина Леонидовна, ректор Кемеровского государственного университета культуры и искусств, доктор педагогических наук, профессор, действительный член МАН ВШ, МАИ, РАЕН, ПАНИ, заслуженный работник культуры РФ. <...> Милькова Елена Викторовна, заведующий научно-исследовательской лабораторией социально-психологической адаптации студентов Кемеровского государственного университета культуры и искусств, кандидат педагогических наук, доцент. <...> АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ ТВОРЧЕСКОГО ВУЗА В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ . <...> АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . <...> ТЕХНОЛОГИЯ СОПРЯЖЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ С ФГОС ВПО КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ В ПРОФЕССИИ . <...> РОЛЬ ИНСТИТУТА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ . <...> РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ СФЕРЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В АДАПТАЦИИ МОЛОДЕЖИ К УСЛОВИЯМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА) . <...> ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ . <...> МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. <...> 67 СЕКЦИЯ «АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ» . <...> АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОМУ ПРОСТРАНСТВУ ТВОРЧЕСКОГО ВУЗА <...>
Современные_проблемы_адаптации_обучающихся_в_социально-культурном_пространстве_образовательного_учреждения_.pdf
Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
культуры и искусств»
Научно-исследовательская лаборатория
социально-психологической адаптации студентов
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Сборник материалов
Всероссийской научно-практической конференции
11 апреля 2013 года
г. Кемерово
Кемерово 2013
Стр.1
УДК 316.614
ББК 88.52я43
С56
ОРГКОМИТЕТ КОНФЕРЕНЦИИ
Кудрина Екатерина Леонидовна, ректор Кемеровского государственного университета
культуры и искусств, доктор педагогических наук, профессор, действительный член
МАН ВШ, МАИ, РАЕН, ПАНИ, заслуженный работник культуры РФ.
Шунков Александр Викторович, проректор по научной и инновационной деятельности
Кемеровского государственного университета культуры и искусств, кандидат филологических
наук, доцент.
Пилко Ирина Семеновна, проректор по учебной работе Кемеровского государственного
университета культуры и искусств, доктор педагогических наук, профессор.
Милькова Елена Викторовна, заведующий научно-исследовательской лабораторией
социально-психологической адаптации студентов Кемеровского государственного
университета культуры и искусств, кандидат педагогических наук, доцент.
Жегульская Юлия Владимировна, младший научный сотрудник научно-исследовательской
лаборатории социально-психологической адаптации студентов Кемеровского
государственного университета культуры и искусств.
Варова Татьяна Ивановна, младший научный сотрудник научно-исследовательской
лаборатории социально-психологической адаптации студентов Кемеровского государственного
университета культуры и искусств.
С56
Современные проблемы адаптации обучающихся в социальнокультурном
пространстве образовательного учреждения [Текст]:
сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции
(11 апреля 2013 г., Кемерово) / сост.: Е. В. Милькова, Ю. В. Жегульская,
Т. И. Варова. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры
и искусств, 2013. – 275 с.
ISBN 978-5-8154-0263-8.
Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Современные
проблемы адаптации обучающихся в социально-культурном пространстве
образовательного учреждения» отражает результаты исследований по проблемам теории
и практики адаптации субъектов образовательной деятельности.
Адресован преподавателям учреждений высшего и среднего профессионального
образования, педагогам основного и дополнительного образования, аспирантам,
студентам и всем интересующимся вопросами адаптации обучающихся.
Ответственность за аутентичность и точность цитат, имен, названий и иных
сведений, а также за соблюдение законов об интеллектуальной собственности несут
авторы публикуемых материалов.
УДК 316.614
ББК 88.52я43
ISBN 978-5-8154-0263-8
© Кемеровский государственный университет
культуры и искусств, 2013
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
СЕКЦИЯ «ОБУЧЕНИЕ НА ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ
ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ АДАПТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ............................................ 7
Кудрина Е. Л. АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ
ТВОРЧЕСКОГО ВУЗА В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ....................................... 7
Хижняк Н. Л. АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ............................................................................................. 19
Гусева Е. О., Жегульская Ю. В. ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА .............. 29
Костюк Н. В. ТЕХНОЛОГИЯ СОПРЯЖЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ
РАБОТОДАТЕЛЕЙ С ФГОС ВПО КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ
АДАПТАЦИИ В ПРОФЕССИИ ...................................................................... 36
Ткаченко Л. А. РОЛЬ ИНСТИТУТА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АДАПТАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ И СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ
СФЕРЫ ............................................................................................................... 41
Яровых Ю. В. АДАПТИВНОСТЬ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ............................................................... 47
Баранова А. В. РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ СФЕРЫ МОЛОДЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ В АДАПТАЦИИ МОЛОДЕЖИ К УСЛОВИЯМ
СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА) .................................................................. 51
Милькова Е. В. ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ ................................................................................................. 56
Кожедуб Т. М. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ
В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ ................................................................................................................ 63
Трепп М. Г., Фролова О. Ф. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК
ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ............................................................ 67
СЕКЦИЯ «АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ
И ПУТИ РЕШЕНИЯ» ....................................................................................... 71
72
3
Стр.3
Жегульская Ю. В. АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОМУ
ПРОСТРАНСТВУ ТВОРЧЕСКОГО ВУЗА
НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ........................................................ 72
Майер Н. Я. ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ
АДАПТАЦИЕЙ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ.............................. 83
Подсосова Н. Б. О РОЛИ И ВОЗМОЖНОСТЯХ ИНСТИТУТА
КУРАТОРСТВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ АДАПТАЦИИ
СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ................................................................... 87
Сандер В. В. РОЛЬ ОРГАНОВ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
ПЕРВОКУРСНИКОВ ....................................................................................... 91
Пьянкова Л. А. ВОЗМОЖНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ
ЛИЧНОСТНО ОБОСОБЛЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ................................ 97
Майер Н. Я. START-ТРЕНИНГ КАК ФОРМА АДАПТАЦИИ
СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ......................................................... 104
Калайтан Е. Н. ПРОГРАММА «АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К
ОБУЧЕНИЮ В КОЛЛЕДЖЕ» КАК ОСНОВА ПОЗИТИВНОГО
СОЦИАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ............................ 108
Осипова Т. Ю. ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ –
БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ......................................................................... 112
Ивлева Т. Н., Горшков Е. Е. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ И УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ
АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ........................................................................ 117
Мошкова А. В. ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИОНИКИ КАК ИНСТРУМЕНТА
АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ........................................................................ 127
Цветус-Сальхова Т. Э. ПАНТОМИМА КАК ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ
СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ................. 133
Мельникова Е. И. АКТИВАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ:
К ВОПРОСУ О ВИКТИМНОСТИ В СУБКУЛЬТУРЕ ДЕТСТВА ............ 136
Антипова Ю. В. КУРС «МАССОВАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ
ВУЗОВ .................................................................................................... 143
Гаврилова Е. А., Беляева Н. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ
МОЛОДОГО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ........................... 149
Осипова Т. Ю., Степанов А. А. ПРАКТИКА НАСТАВНИЧЕСТВА
В КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ................................................................................. 155
4
Стр.4
Ходунова М. О. ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЬИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ УСПЕШНОЙ
АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ ................................................ 159
СЕКЦИЯ «СРЕДСТВА, СПОСОБЫ, ФОРМЫ АДАПТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ» .................. 1645
165
Морозова О. М. СПОСОБЫ АДАПТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ
СО СВЕРСТНИКАМИ ................................................................................... 165
Милькова Е. В., Суслина И. Н. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ...................................... 169
Фролова О. В. ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ МЕТОДЫ
КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ....................................................................... 177
Варова Т. И. РАЗРАБОТКА КУРСА «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
ПОДРОСТКОВ» И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ...................................... 181
Горн В. А. ШКОЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО
АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ................................................... 186
Затуливетер Л. А. ОРГАНИЗОВАННЫЙ ДОСУГ КАК СРЕДСТВО
СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ .......... 190
Стасюк Л. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА УЧРЕЖДЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В СОЦИАЛИЗАЦИИ
ПОДРОСТКОВ ................................................................................................ 198
Азарова С. В. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ШАХМАТНОЙ ИГРЫ .................................................... 204
Файдель С. Н. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ
У ПОДРОСТКОВ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
«ВДОХНОВЕНИЕ» ......................................................................................... 209
Худяшова Т. Н. ВЛИЯНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
НА РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ К САМООБРАЗОВАНИЮ
............................................................................................................ 214
Булатова Т. М. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ........................................................................................... 218
5
Стр.5
Кононевич Н. Э., Кузнецова О. Н. РАЗВИТИЕ И ДИАГНОСТИКА
КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
В ОБЪЕДИНЕНИЯХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ .............. 223
Исаченко Т. В. ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ
ПОДРОСТКОВ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «ИГРОКИ» ............ 228
Владимирова Ю. Б. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
(НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ЛИЦЕЯ № 116 г. КАЗАНЬ) ............................... 232
Перминова Д. С. ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ПОДРОСТКОВ
В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «АФИНА» ......................................... 236
Юдина С. В., Яковченко И. А. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ ........................... 240
Алёхина Т. Г. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ
МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ «БАЛАГАНЧИК» ........................................... 244
Иванова Е. С. РУЧНОЕ ВЯЗАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ .......................... 249
Черкасова Л. А. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА .................................................... 253
Долженкова Т. Н. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОСВОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «АЗБУКА ВЕДУЩЕГО» ............ 257
Тустановская Е. Ю. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ В ОБУЧЕНИИ
ПОДРОСТКОВ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГАХ ........... 263
Чистякова А. А. ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ
РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ В УСЛОВИЯХ
РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ............................................................ 268
6
Стр.6