Институт экономики, управления и права (г. Казань) _____________________________________________________________________________________ Кафедра теоретической и инклюзивной педагогики Серия «Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования» ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Учебное пособие Под редакцией доктора педагогических наук, профессора Д. З. Ахметовой Казань Познание 2014 УДК 37.018.43(075.8) ББК 74.044.6я73 П24 Печатается по решению Ученого совета и редакционно-издательского совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Руководитель авторского коллектива по подготовке учебного пособия д-р пед. наук, проф. <...> З.Г. Нигматов П24 Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др.; под ред. <...> На исследование роли образования в данном контексте нацелена инклюзивная педагогика, которая в России еще не достигла своего должного развития. <...> Новый «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года достаточно четко обозначил инклюзивное образование как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (ст. <...> Статья 5 (пункт 5, подпункты 1, 2) конкретизирует требования к органам государственной власти по организации обучения, воспитания и социализации лиц, имеющих особые образовательные потребности, и выдвигает идею инклюзивного образования как совместного обучения и воспитания в условиях общеобразовательных организаций. <...> В настоящее время в нашей стране превалирует понимание инклюзивного образования как обучение инвалидов (людей с ОВЗ) в смешанных или коррекционных группах образовательных организаций. <...> Инклюзивное образование – это совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями <...>
Педагогика,_психология_и_технологии_инклюзивного_образования_учебное_пособие_.pdf
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
_____________________________________________________________________________________
Кафедра теоретической и инклюзивной педагогики
Серия «Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования»
ПЕДАГОГИКА,
ПСИХОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебное пособие
Под редакцией
доктора педагогических наук, профессора Д. З. Ахметовой
Казань
Познание
2014
Стр.1
УДК 37.018.43(075.8)
ББК 74.044.6я73
П24
Печатается по решению Ученого совета и редакционно-издательского совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
Руководитель авторского коллектива
по подготовке учебного пособия
д-р пед. наук, проф. Д.З. Ахметова
Редакционная коллегия:
канд. экон. наук, доцент А.В. Тимирясова, д-р юрид. наук, проф. И.И. Бикеев,
д-р пед. наук, проф. Д.З. Ахметова, д-р пед. наук, проф. З.Г. Нигматов,
д-р пед. наук Т.А. Челнокова, Н.А. Паранина
Авторский коллектив:
Раздел 1.
Введение – д-р пед. наук, проф. Д.З. Ахметова
Гл. 1 (§ 1) – д-р филос. наук, канд. культурол. наук, доцент Е.Л. Яковлева;
Гл. 1 (§ 2–3) Гл. 2 (§ 1,2) – д-р пед. наук, проф. З.Г. Нигматов;
Гл. 2 (§ 3) – ст. преп. И.Г. Морозова;
Гл. 3 (§ 1,2) – д-р пед. наук, проф. Д.З. Ахметова;
Гл. 3 (§ 1,2) – д-р пед. наук, доцент Т.А. Челнокова;
Гл.3 (§ 3) - канд. психол. наук, доцент Г.В. Юсупова;
Гл. 3 (§ 4) – ассистент В.С. Горынина
Гл. 4 (§ 1-3) – канд. психол. наук, доцент Г.В. Юсупова;
Гл. 4 (§ 4) – канд. психол. наук, ст. преп. Г.Ф. Шакирова
Раздел 2.
Гл. 1 (§ 1) – д-р пед. наук, доцент Т.А. Челнокова;
Гл. 1 (§ 2) - д-р пед. наук, проф. З.Г. Нигматов;
Гл. 1 (§ 3) - ст. преп. Н.А. Паранина;
Гл. 1 (§ 4) – ассистент Н.Ш. Замалетдинова;
Гл. 1 (§ 5) – ассистент Р.Р. Загитов;
Гл. 1 (§ 6) – ст. преп. И.Г. Морозова;
Гл. 1 (§ 7) – ассистент А.И. Сафина;
Гл. 1 (§ 8) - канд. психол. наук, доцент Г.В. Юсупова;
Гл. 1 (§ 9) – ассистент А.Е. Игнатьев
Гл. 2 (§ 1) - д-р пед. наук, проф. Д.З. Ахметова;
Гл. 2 (§ 2,3) – д-р пед. наук, проф. З.Г. Нигматов
П24 Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие
/ Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и
др.; под ред. Д.З. Ахметовой ; Институт экономики, управления и права
(г. Казань). – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления
и права, 2014. – 276 с.
ISBN 978-5-8399-0482-8
Учебное пособие содержит теоретические основы инклюзивного образования: основные понятия и
категории педагогических и психологических аспектов инклюзивного образования, адаптированные технологии,
которые могут применяться в общем и инклюзивном образовании.
Предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению 050400 – Психолого-педагогическое
образование (профиль Педагогика и психология инклюзивного образования).
УДК 37.018.43(075.8)
ББК 74.044.6я73
ISBN 978-5-8399-0482-8
© Институт экономики, управления
и права (г. Казань), 2014
© Коллектив авторов, 2014
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел 1
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Введение ............................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы инклюзивного
образования ......................................................................................................... 6
§ 1. Философские и культурологические аспекты инклюзивного
образования .................................................................................................. 6
§ 2. Методологические основы инклюзивного образования .................. 17
§ 3. Гуманистическое содержание инклюзивного образования ............. 23
Глава 2. Тенденции развития инклюзивного образования
в России и за рубежом ....................................................................................... 31
§ 1. Интеграционные процессы как предпосылки и тенденции
развития инклюзивного образования ........................................................ 31
§ 2. Развитие инклюзивного образования в России ................................. 37
§ 3. Зарубежный опыт инклюзивного образования ................................. 46
Глава 3. Педагогика инклюзивного образования ....................................... 54
§ 1. Общие основы педагогики инклюзивного образования .................. 54
§ 2. Обучение и воспитание в целостном педагогическом процессе
в условиях инклюзивного образования ..................................................... 64
§ 3. Образовательная среда социальной адаптации детей с особыми
образовательными возможностями ........................................................... 70
§ 4. Педагогические условия формирования самосознания подростков
с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного
образования .................................................................................................. 75
Глава 4. Психология инклюзивного образования ...................................... 82
§ 1 Психологическая типология отклоняющегося развития детей ........ 82
§ 2. Психологическое обследование детей с отклонениями в развитии 86
§ 3. Психологическое сопровождение развития одаренных детей ........ 100
§ 4. Гендерные аспекты инклюзивного образования ............................... 114
274
Стр.274
Раздел 2
ТЕХНОЛОГИИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Глава 1. Современные образовательные технологии в системе
инклюзивного образования ............................................................................. 122
§ 1. Технологии инклюзивного обучения в системе общего
образования .................................................................................................. 122
§ 2. Особенности формирования образовательной среды
и применения интерактивных технологий в инклюзивном обучении ... 141
§ 3. Педагогическая технология развития медиакультуры в системе
непрерывного образования ......................................................................... 154
§ 4. Здоровьесберегающие технологии инклюзивного образования ..... 171
§ 5. Технологии социального воспитания и развития толерантности
в системе инклюзивного образования ....................................................... 182
§ 6. Танцевально-двигательная терапия с использованием
национальных музыкальных инструментов как технология
инклюзивного образования ......................................................................... 188
§ 7. Сонатал-педагогика как технология инклюзивного образования ... 196
§ 8. Технология психологического сопровождения ресоциализации,
адаптации, коррекции в инклюзивном образовании ............................... 214
§ 9. Технологии коррекционной работы с детьми с нарушениями
в развитии ..................................................................................................... 224
Глава 2. Педагогические кадры образовательного учреждения
инклюзивного типа ............................................................................................ 233
§ 1. Профессиональная деятельность и личность педагога
инклюзивного образования ......................................................................... 233
§ 2. Специфика подготовки педагогических кадров для
инклюзивного образования ......................................................................... 241
§ 3. Основные тенденции образовательной политики и подготовки
педагогических кадров к условиям инклюзивного обучения ................. 249
Итоговые тестовые задания ............................................................................. 258
Словарь терминов ............................................................................................. 266
275
Стр.275