Виссарион Белинский
Взгляд на русскую литературу 1847 года
---------------------------------------------------------------------------В.
Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах
Под общей редакцией Ф. М. Головенченко
ОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948
Том III. Статьи и рецензии 1843-1848
Редакция В. И. Кулешова
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------СТАТЬЯ
ПЕРВАЯ
Время и прогресс. - Фельетонисты - враги прогресса. - Употребление
иностранных слов в русском языке. - Годичные обозрения русской литературы в
альманахах двадцатых годов. - Обозрение русской литературы 1814 года, г.
Греча, {518} - Обозрение нашего времени. - Натуральная школа. - Ее
происхождение. - Гоголь. - Нападки на натуральную школу. - Рассмотрение этих
нападок.
Когда долго не бывает тех замечательных событий, которые резко изменяют
в чем-нибудь обычное течение дел и круто поворачивают его в другую сторону,
все года кажутся похожими один на другой. Новый год празднуется как условный
календарный праздник, и людям кажется, что вся перемена, все новое,
принесенное истекшим годом, состоит только в том, что каждый из них и еще
одним) годом стал старее -
И хором бабушки твердят:
Как наши годы-то летят!
А между тем как оглянется человек назад и пробежит в своей памяти
несколько таких годов, то и видит, что все стало с тех пор как-то не так,
как было прежде. Разумеется, тут у всякого свой календарь, свои люстры,
олимпиады, десятилетия, годины, эпохи, периоды, определяемые и назначаемые
событиями его собственной жизни. И потому один говорит: "как все
переменилось в последние двадцать лет!" Для другого перемена произошла в
десять, для третьего - в пять лет. В чем заключается она, эта перемена, не
всякий может определить, но всякий чувствует, что вот с такого-то времени
точно произошла какая-то перемена, что и он как будто не тот, да и другие не
те, да не совсем тот порядок и ход самых обыкновенных дел на свете. И вот
одни жалуются, что все стало хуже; другие - в восторге, что становится
лучше. Разумеется, тут зло и добро определяется большею частию личным
положением каждого, и каждый свою собственную особу ставит центром событий и
все на свете относит к ней: ему стало хуже, и он думает, что все и для всех
стало хуже, и наоборот. Но так понимает дело большинство, масса; люди
наблюдающие и мыслящие в изменении обычного хода житейских дел видят,
напротив, не одно улучшение или понижение их собственного положения, но
изменение понятий и нравов общества, следовательно, развитие общественной
жизни. Развитие для них есть ход вперед, следовательно, улучшение, успех,
_прогресс_.
Фельетонисты, которых у нас теперь развелось такое множество и которые,
по обязанности своей еженедельно рассуждать в газетах о том, что в
Петербурге погода постоянно дурна, считают себя глубокими мыслителями и
глашатаями великих истин, - фельетонисты наши очень не взлюбили слово
прогресс и преследуют его с тем остроумием, которого неоспоримую и блестящую
славу они делят только с нашими же водевилистами. За что же слово _прогресс_
навлекло на себя особенное гонение этих остроумных господ? Причин много
разных. Одному слово это не любо потому, что о нем не слышно было в то
время, когда он был молод и еще как-нибудь и смог бы понять его. Другому
потому, что это слово введено в употребление не им, а другими, - людьми,
которые не пишут ни фельетонов, ни водевилей, а между тем имеют, в
литературе такое влияние, что могут вводить в употребление новые слова.
Третьему это слово противно потому, что оно вошло в употребление без его
ведома, спросу и совета, тогда как он убежден, что без его участия ничего
важного не должно делаться в литературе. Между этими господами много больших
охотников выдумать что-нибудь новое, да только это никогда им не удается.
Стр.1