В. Г. Белинский
Всеобщее путешествие вокруг света..., составленное Дюмон-Дюрвилем...
Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах.
Т. 1. Статьи, рецензии и заметки 1834--1836. Дмитрий Калинин.
Вступит. статья к собр. соч. Н. К. Гея.
Статья и примеч. к первому тому Ю. В. Манна.
Подготовка текста В. Э. Бограда.
М., "Художественная литература", 1976
OCR Бычков М. Н.
ВСЕОБЩЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СВЕТА, содержащее извлечения из путешествий
известнейших доныне мореплавателей, как-то: Магеллана, Тасмана, Дампиера, Ансона, Байрона, Валлиса,
Картерета, Бугенвиля, Кука, Лаперуза, Блея, Ванкувера, Антркасто, Вильсона, Бодена, Флиндерса,
Крузенштерна, Портера, Коцебу, Фрейсине, Билленгсгаузена, Галля, Дюперре, Паульдинга, Бичея, Литке,
Диллона, Лапласа, Морелля и многих других, составленное Дюмон-Дюрвилем, капитаном французского
королевского флота, с присовокуплением карт, планов, портретов и изображений замечательнейших
предметов природы и общежития во всех частях света, по рисункам Сенсона, сопровождавшего ДюмонДюрвиля
в его путешествии вокруг света. Часть первая. Москва. В типографии Августа Семена при
императорской Медико-хирургической академии. 1835. 493, IX. (8) 1.
Есть два рода просвещения: просвещение ученое и просвещение эмпирическое. Первое есть
достояние касты, удел немногих избранных, обрекших себя на хранение священного огня в храме,
недоступном для профанов; второе есть достояние общее, потребность массы, умственное богатство
целого народа. Париж есть первый город Европы в умственном отношении; все ученые, которыми
гордилась и гордится Франция, были и суть граждане великого города; и однако ж на статистической
карте народного просвещения, составленной Дюпенем, департамент Сены означен краскою чуть-чуть не
черною2. И наоборот, в Норвегии всякой мужик есть человек грамотный, а мы не знаем имен норвежских
ученых, нам неизвестны академии и другие общества Норвегия. Государство, которое гордится мировыми
именами гениев науки, в котором высшие классы общества стоят на самой высокой степени просвещения,
а масса народа коснеет в диком невежестве, такое государство еще не проявило вполне всей своей жизни,
не дошло до цели своего существования; словом, оно еще молодо, юно, незрело. Государство, масса
которого стоит на известной и одинаковой степени возможного для массы просвещения, но которое не
возрастило науки и не имело представителей знания, это государство показывает, что или провидение
судило ему играть незначительную роль в великом семействе человеческого рода, или что оно еще менее,
чем младенец. Итак, то и другое просвещение должно быть в полной гармонии, чтобы вполне развилась
жизнь народа, вполне было выполнено им его значение.
В наше время эта истина глубоко постигнута, и у просвещенных народов Европы сближение науки
с жизнию составляет один из главнейших предметов их усилий и деятельности. Ученейшие люди
проповедуют знание, приноравливаясь к языку и понятиям своих слушателей, снисходя до них и
нарумянивая, так сказать, науку, чтобы сделать ее привлекательнее для толпы. Народу нужны познания
чисто фактические, идея не для него; но народ есть общество, а общество представляет, в своей
совокупности, множество ступеней; поэтому и самый образ изложения светской науки должен быть
различен. У нас народу, то есть самой грубой массе народа, нужна еще только азбука, а когда выучится
ей, ему нужно ознакомиться с основаниями религии и другими первоначальными человеческими идеями;
другого знания для него пока не нужно. Но в других сословиях одни почитают себя вправе ничего не
знать и ничему не учиться, а другие и должны бы по всем законам, божественным и гражданским, да не
хотят. Вот для этих-то людей должно трудиться нашим литераторам и ученым; эти-то люди должны
представлять для них обширное поле деятельности, не блистательной, но благородной, не славной, но
почтенной. Я не говорю уже о людях, которые жаждут знания и не имеют никаких средств удовлетворить
этой жажде. В самом деле, что у нас сделано до сих пор для употребления общего, народного? У нас есть
ученые, именами которых мы по справедливости гордимся, у нас есть несколько ученых сочинений,
Стр.1