В. Г. Белинский
Библиотека романов и исторических записок, издаваемая книгопродавцем Ф. Ротганом...
Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах.
Т. 1. Статьи, рецензии и заметки 1834--1836. Дмитрий Калинин.
Вступит. статья к собр. соч. Н. К. Гея.
Статья и примеч. к первому тому Ю. В. Манна.
Подготовка текста В. Э. Бограда.
М., "Художественная литература", 1976
OCR Бычков М. Н.
БИБЛИОТЕКА РОМАНОВ И ИСТОРИЧЕСКИХ ЗАПИСОК, ИЗДАВАЕМАЯ
КНИГОПРОДАВЦЕМ Ф. РОТГАНОМ, НА 1835 ГОД. Санкт-Петербург. В типографии Н. Греча.
Тринадцать частей: I - 244; II - 247; III - 118; IV - 199; V - 493; VI - 99 (XIV); VII - 126; VIII - 217; IX - 217;
X - 167; XI - 222; XII - 206; XIII - 206. (12).
У нас часто слышатся жалобы на равнодушие публики ко всему отечественному и
преимущественно на ее холодность к русской литературе. Кто прав, кто виноват: публика или те, которые
на нее жалуются? Может быть, ни то, ни другое. Но вот вопрос: кто виноват - публика или литература?
Это вопрос важный, обширный; его исследование привело бы к самым любопытным и поучительным
результатам. У меня давно вертится в голове целая статья на этот предмет, и я очень жалею, что
недостаток свободного времени не дает мне возможности приняться за это дело. А статейка вышла бы
прекурьезная! Но делать нечего, и вместо того чтобы угощать обещаниями, скажу здесь мимоходом
словца два об этом вопросе, на который меня особенно наводит "Библиотека романов" г. Ротгана. С одной
стороны, возьмем в соображение, много ли у нас пишется и много ли годится для чтения из того, что
пишется; с другой стороны, подумаем о том: если наша публика равнодушна к отечественной литературе,
то кто же дает нашим литераторам возможность превращать свои журнальные статьи в медвежьи шубы,
казанские сани и вороные лошади, а свои романы в домы и деревни? Кто же дает нашим книгопродавцам
возможность издавать журналы, энциклопедические словари, "Живописные обозрения" 1 и "Библиотеки
романов"? Не эта ли русская публика, столь равнодушная и невнимательная к отечеств венной
литературе?.. Нет, воля ваша, а русская публика не только не равнодушна, но даже слишком пристрастна
к своей литературе, и если бы ее простодушная доверчивость не была иногда слишком нагло
обманываема, то думаю, что она была бы еще пристрастнее к литературе. Но что же делать, если
литература так жестоко издевается над нею. Точно так же нелепо обвиняют публику и в холодности к
русскому театру. Но, боже мой, кто же, как не эта публика, наполняла театр, когда на нем играла чета
Каратыгиных?2 Сколько давки при покупке билетов, какая теснота в театре!.. Но что прикажете ей делать
в театре на обыкновенных спектаклях? Слушать охриплый рев Мельпомены или плоские шутки Талии и
зевать?.. Нет, воля ваша, а я хочу заступиться за публику, хочу оправдать ее...
Теперь у нас вся почти литературная деятельность производится по подписке, и публика усердно
помогает господам антрепренерам. Дай бог! Но вот что худо: большая часть наших затейщиков худо
помнят это бесценное правило великого нашего баснописца:
Услуга нам при нужде дорога,
Да за нее не всяк умеет взяться!3
В наше время, когда роман и повесть сделались, в умственной пище, такою же необходимою и
всеобщею потребностию, какую необходимую и всеобщую потребность составляет чай в физической
пище, когда история, тоже сделавшаяся страстию века, не только подала руку роману, но даже и сама
превратилась в роман и начала появляться в виде исторических записок или мемуаров; в наше время,
говорю я, каким бы драгоценным подарком для публики была многотомная книга, состоящая из
мемуаров, романов и повестей! И г. Ротган дарит публику такою книгою. Необходимым достоинством
такой книги должен быть строгий выбор сочинений, входящих в ее состав, тем более строгий, что есть из
Стр.1