ф
ISSN 1817-3292
Научно-практическое издание Ассоциации «Башкирский
педагогический государственный университетский комплекс»
Издается с декабря 2005 года
один раз в два месяца
Главный редактор
Р.М.Асадуллин
Редколлегия:
В.Э.Штейнберг
(научный редактор – зам. гл. ред.)
А.Ф.Мустаев
В.Л.Бенин
Г.И.Гайсина
А.Ф.Амиров
А.С.Гаязов
В.И.Баймурзина
С.В.Вахитов
Т.А.Ромм
Г.Е.Зборовский
В.А.Козырев
В.Т.Кудрявцев
Общественный совет журнала:
Николай Константинович Криони
(Уфа, Россия) – председатель Совета
Мурат Бакеевич Гузаиров
(Уфа, Россия)
Сайфутдин Зайнетдинович Кунсбаев
(Уфа, Россия)
Талгат Гизятович Субхангулов
(Уфа, Россия)
Ариен Хеерема (Дронтен, Нидерланды)
Камал К. Нанди (Силигури, Индия)
Анатолий Викторович Мудрик
(Москва, Россия)
Лев Владимирович Мардахаев
(Москва, Россия)
Ральф Шеперт (Кейптаун, ЮАР)
Кристиан Риттельмайер (Кассель, Германия)
Уильям Спейди (Диллон, США)
Стр.1
Стиль-редактор: Е.Н.Дементьева
Оформление: К.Б.Владимиров
Компьютерная верстка: И.В.Пономарев
Менеджер: А.Г.Косов
Тел.: (3472) 72-64-32
E-mail: agkosov@mail.ru
Журнал зарегистрирован Федеральной службой
по надзору в сфере массовых коммуникаций,
связи и охраны культурного наследия.
Св. ПИ № ФС77–30335 от 15 ноября 2007 года
(СМИ перерегистрировано в связи
с переименованием учредителя)
Учредитель
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный
педагогический университет имени М. Акмуллы»
Адрес редакции: 450000, РБ, г. Уфа,
ул. Октябрьской революции, 3а, к. 2,
ком. 502.
Тел.: (3472) 72-32-41
E-mail: pjb.bspu@mail.ru
http://eLIBRARY.RU
http://pjb.oprb.ru
Редакция может не разделять мнение авторов
Подписано в печать 31.10.2012.
Формат 60Х90/16.
Компьютерный набор. Гарнитура Arial.
Усл. печ. л. – 12,4.
Уч.-изд. л. – 12,2.
Тираж 1500 экз.
Заказ № 1441.
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный
педагогический университет имени М. Акмуллы»
450000, РБ, г. Уфа,
ул. Октябрьской революции, 3а, к. 3, тип.
© Редакция «Педагогического журнала
Башкортостана», 2012
2
Стр.2
РУБРИКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Р.М. Асадуллин
О КАЧЕСТВЕ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ...................................................... 5
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Г.И. Гайсина
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ, ОЖИДАЮЩЕЕ СВОИХ
ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ................................................................................................................ 8
М.Б. Кусмарцев
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ: КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД .............................................................................16
КРУГЛЫЙ СТОЛ
ПАРАДИГМЫ И ПАРАДОКСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ: МАТЕРИАЛЫ ЗАОЧНОГО
КРУГЛОГО СТОЛА, ПРОВЕДЕННОГО РЕДАКЦИЕЙ «ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА
БАШКОРТОСТАНА»
В.Л. Бенин
ПЕДАГОГИКА В КОНТЕКСТЕ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ .......................................21
В.И. Загвязинский
КАК ПРОРВАТЬСЯ В СОВРЕМЕННОСТЬ .............................................................................27
Р.Н. Ибрагимов
ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА И КЛАССИЧЕСКОЕ НАЧАЛЬСТВО ...............................30
М.А. Галагузова
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ВПО И ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА ..................................32
А.А. Остапенко, Т.А. Хагуров
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ АКСИОМАТИКА ОБРАЗОВАНИЯ ................................................36
Г.Р. Шафикова
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ ..................................39
Р.Г. Галиев, Э.И. Галиева
ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ В КОНТЕКСТЕ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ
МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ ..................................................................................43
А.Н. Якушев, О.А. Мрыхина
МОЖЕТ ЛИ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ СООТВЕТСТВОВАТЬ
ПАСПОРТУ НАУЧНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ? ........................................................................47
ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА
Л.П. Гирфанова
К ВОПРОСУ О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕКА .......................51
3
Стр.3
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Р.М. Асадуллин, Л.И. Васильев
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ
НА ОСНОВЕ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ...............................................................58
Л.И. Гареева, Е.Д. Жукова
СОЦИОДИНАМИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭВОЛЮЦИИ ОБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ «ШКОЛЫ СОВРЕМЕННОГО
РАЗВИТИЯ» ............................................................................................................................67
ДИЗАЙН ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Д.И. Фельдштейн
О СОСТОЯНИИ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ .................................................76
А.Ф. Амиров
ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
КАК ОЦЕНОЧНЫЕ КАТЕГОРИИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
КАДРОВ ..................................................................................................................................91
В.Л. Бенин
КАК НЕ НАДО ПИСАТЬ ДИССЕРТАЦИИ ..............................................................................98
В.Э. Штейнберг
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОИСКОВЫХ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
............................................................................................................................................... 102
ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Г.М. Адуллина, Е.Н. Криницына
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГИМНАЗИИ №93 ИМЕНИ В.В. КОВАЛЕНКА (г. УФА) ...... 106
ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ КОЛЛЕГ
Г.Р. Бахтиярова
ПРОБЛЕМЫ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ......................... 113
ДЕБЮТ В НАУКЕ
Л.А. Амирова, Р.А. Яфизова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ
ИНТЕГРАЦИИ ....................................................................................................................... 117
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Ю.В. Ергин
УФИМСКОЕ МЕДРЕСЕ «УСМАНИЯ»: К 125-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОТКРЫТИЯ ...................... 128
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛЕНТА ................................................................................................. 145
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ .................................................................................................... 147
4
Стр.4
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Адуллина Гузаль Маснавиевна, директор, гимназия №93 (г. Уфа). – E-mail: gimnaz93@mail.ru.
Амиров Артур Фердсович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики
и психологии, Башкирский государственный медицинский университет (г. Уфа). – E-mail: amirov.af@yandex.ru.
Амирова
Людмила Александровна, доктор педагогических наук, доцент, директор Института
повышения квалификации и профессиональной переподготовки, Башкирский государственный педагогический
университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: ipcpp@yandex.ru.
Асадуллин Раиль Мирваевич, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Башкирский государственный
педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: office@bspu.ru.
Бахтиярова Гульшат Рахметжановна, кандидат педагогических наук, доцент, Актюбинский
университет имени С. Баишева (г.Актобе, Республика Казахстан). – Е-mail: aibol04@mail.ru.
Бенин Владислав Львович, доктор педагогических наук, профессор, заместитель председателя
диссертационного совета Д 212.012.01, Башкирский государственный педагогический университет имени
М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: vlbenin@mail.ru.
Васильев Леонид Иванович, заместитель директора по научно-исследовательской работе, Филиал
государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский
государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского» в г. Мелеуз
(г. Мелеуз). – Е-mail: vasiljev-li@yandex.ru.
Гайсина Гузель Иншаровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной
педагогики, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
(г. Уфа). – E-mail: nicomni9@yandex.ru.
Галагузова Минненур Ахметхановна, доктор педагогических наук, профессор, Уральский государственный
педагогический университет (г. Екатеринбург). – E-mail: pjb.bspu@mail.ru.
Галиев Радик Гараевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры ортопедической стоматологии,
Башкирский государственный медицинский университет (г. Уфа). – E-mail: pjb.bspu@mail.ru.
Галиева Эльмира Илаловна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры хирургической стоматологии,
Башкирский государственный медицинский университет (г. Уфа). – E-mail: pjb.bspu@mail.ru.
Гареева Людмила Ильинична, директор, Школа cовременного развития – Уэльс (г. Уфа). – Email:
Lygareeva@yandex.ru.
Гирфанова Людмила Петровна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики,
Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: girfanova54@mail.ru.
Ергин
Юрий Викторович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики,
Башкирский государственный университет, лауреат премии Правительства Республики Башкортостан
имени Шагита Худайбердина за лучшее произведение в области журналистики в 2009 году
(г. Уфа). – E-mail: erginyv@mail.ru.
Жукова Елена Дмитриевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологии
и социально-экономических дисциплин, Башкирский государственный педагогический университет
имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: kpnZhukova@yandex.ru.
Загвязинский Владимир Ильич, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, Тюменский
государственный университет (г. Тюмень). – E-mail: pjb.bspu@mail.ru.
Ибрагимов Радий Назибович, доктор философских наук, профессор, Хакасский государственный
университет имени Н.Ф. Катанова (г. Абакан, Республика Хакасия). – E-mail: pjb.bspu@mail.ru.
Криницына Елена Николаевна, заместитель директора, гимназия №93 (г. Уфа). – E-mail:
gimnaz93@mail.ru.
Кусмарцев Михаил Борисович, кандидат педагогических наук, доцент, ученый секретарь, Волгоградская
государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования
(г. Волгоград).– E-mail: kirill-2001@rambler.ru.
Мрыхина О.А. аспирант, Международный инновационный университет (г. Сочи). – E-mail:
pjb.bspu@mail.ru.
Остапенко Андрей Александрович, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный
университет (г.Краснодар). – E-mail: pjb.bspu@mail.ru.
147
Стр.147
Фельдштейн Давид Иосифович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, Вицепрезидент,
Российская академия образования (г. Москва). – E-mail: vadimilrao@yandex.ru.
Хагуров Темыр Айтечевич, доктор социологических наук, профессор, Институт социологии РАН
(г. Краснодар). – E-mail: pjb.bspu@mail.ru.
Шафикова Гульназ Радмиловна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой
дошкольной педагогики, Башкирский государственный педагогический университет имени
М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: pjb.bspu@mail.ru.
Штейнберг Валерий Эмануилович, доктор педагогических наук, профессор, Башкирский государственный
педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа). – E-mail: pjb.bspu@mail.ru.
Якушев Александр Николаевич, доктор исторических, доктор педагогических наук, профессор
кафедры теории и истории государства и права, Междунароный инновационный университет (г. Сочи).
– E-mail: pjb.bspu@mail.ru.
Яфизова Регина Ахнафовна, преподаватель математики и информатики, Нефтекамский машиностроительный
колледж (г. Нефтекамск). – E-mail: regina.yafizova@mail.ru.
148
Стр.148
ISSN 1817-3292
CONTENTS
СHIEF EDITOR’S COLUMN
R.M.Asadullin. ABOUT QUALITY OF DISSERTATIONAL RESEARCHES ................................ 5
Keywords: dissertational research, quality, perspectivity of research, когнитивная visualisation, is subjectdejatelnostnyj
the approach, tool didactics.
Abstract: The problem of improvement of quality of dissertational researches and a role of dissertational
councils in its decision taking into account submission of structure of educational process at the higher school
and the logician of a science, and the logician of formation of the student as subject of the professional competence
Are considered; search working out of the design technology promoting performance of dissertational
research thanks to application of methods and means когнитивной of visualisation of knowledge, a graphic
condensation of the information, heuristic receptions and leading questions is supposed.
PROBLEMS OF MODERN EDUCATION
G.I.Gajsina. SOCIAL PEDAGOGICS:
THE PROBLEM FIELD EXPECTING THE RESEARCHERS ..................................................... 8
Keywords: social pedagogy, social-pedagogical research, social-pedagogical problem, social education.
Abstract. Generalized analysis of conducted social-pedagogical researches is represented. The list of unsolved
problems in the theory and practice of social pedagogy is listed below.
M.B.Kusmartsev. INNOVATIVE DEVELOPMENT OF A REGIONAL SYSTEM OF PATRIOTIC
EDUCATION: THE CLUSTER APPROACH .............................................................................16
Keywords: regional system of patriotic education, cluster approach, innovative development, integration of
regional cluster.
Abstract: This article is based on the methodology of the cluster approach to the process of innovation development
of a regional system of patriotic education of the Volgograd region.
ROUND TABLE
PARADIGMS AND PARADOXES OF THE PEDAGOGICAL SCIENCE:
MATERIALS OF THE CORRESPONDENCE ROUND TABLE SPENT BY EDITION
«PEDAGOGICAL MAGAZINE OF BASHKORTOSTAN»
V.L.Benin. PEDAGOGICS IN THE CONTEXT OF A POSTNONCLASSICAL SCIENCE ..........21
V.I.Zagvjazinsky. HOW TO BREAK IN THE PRESENT ............................................................27
R.N.Ibragimov. THE POSTNONCLASSICAL SCIENCE AND THE CLASSICAL HEADS .........30
M.A.Galaguzova. REALIZATION OF FGOS ВПО AND PROBLEMS OF THE TEACHER
OF HIGH SCHOOL ..................................................................................................................32
A.A.Ostapenko, T.A.Hagurov. ANTHROPOLOGICAL AXIOMATICS OF FORMATION ............36
G.R.Shafikova. MODEL OF DEVELOPMENT OF MORAL RELATIONS OF THE PERSON ....39
R.G.Galiev, E.I.Galieva. PREPARATION OF DOCTORS-STOMATOLOGISTS ......................43
IN A CONTEXT OF THE POSTNONCLASSICAL MEDIKO-PEDAGOGICAL SCIENCE
A.N.Jakushev, O.A.Mryhina. WHETHER THE DISSERTATION MAINTENANCE CAN
TO CORRESPOND TO THE PASSPORT OF THE SCIENTIFIC SPECIALITY? ......................47
EDUCATION AND CULTURE
L.P.Girfanova. TO THE QUESTION ON SPIRITUALLY-MORAL FORMATION
OF THE PERSON ...................................................................................................................51
Keywords: spirituality, morals, cordiality, spiritual and moral upbringing, universal values.
149
Стр.149
Abstract: Conceptions «spirituality», «morals» are made more exact from scientific point of view; there is the
author analysis of the process of spiritual and moral upbringing of the young generation and the role of various
social institutions in it.
INNOVATION EDUCATION TECHNOLOGIES
R.M.Asadullin, L.I.Vasilev. PRINCIPLES OF CONSTRUCTION OF THE INDIVIDUAL
EDUCATIONAL TRAJECTORIES ON THE BASIS OF SELF-ORGANIZING OF STUDENTS ..58
Keywords: self-organising, individual educational trajectories, фрактальность the person, the maintenance of
training and activity structure.
Abstract: In article principles of construction of individual educational trajectories on the basis of selforganising
of students are considered: activity of interaction of students and teachers with the educational
environment; isomorphism of structure of the person and structure of complete educational process; фрактальности
the person (structure of the person), the maintenance of training, structure of activity and others.
L.Gareeva, E.Zhukova. SOCIODYNAMICS EDUCATIONAL SYSTEMS
IN THE CONTEXT OF SOCIO-ECONOMIC EVOLUTION SOCIETY
ON THE EXAMPLE OF "DEVELOPMENT SCHOOL COVREMENNOGO» .............................67
Keywords: sociodynamic, Scool of Free Development, educacion, sociocultural heritage.
Abstract: The article considers the 20-year experience of functioning of School of Free Development from the
methodological positions of sociodynamic and multiaspect research of education as the main element of sociocultural
heritage. Particular attention is paid to its adjustment and effectiveness in the modern social end
economical realities.
DESIGN OF DISSERTATIONAL RESEARCHES
D.I.Feldshtejn. ABOUT THE CONDITION OF DISSERTATIONAL RESEARCHES ..................76
Keywords: dissertational researches, psihologo-pedagogical problems, quality of scientific works, efficiency of
dissertational councils.
Abstract: Actual problems of improvement of quality of dissertational researches and typical lacks of works
represented for examination, and also directions of perfection of work of dissertational councils Are considered.
A.F.Amirov.
EFFICIENCY AND QUALITY OF PEDAGOGICAL RESEARCH AS ESTIMATED
CATEGORIES IN SYSTEM OF PREPARATION OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL
SHOTS ....................................................................................................................................91
Keywords: the dissertation, quality, methodology, an estimation, pedagogical research, the competitor, efficiency.
Abstract:
In article from a position of the analysis of categories of efficiency and quality of pedagogical researches
recommendations to competitors of scientific degrees on the organisation and an estimation of results
of skilled-experimental work are made.
V.L.Benin. AS IT IS NOT NECESSARY TO WRITE DISSERTATIONS ....................................98
Keywords: style of the scientific text, language means, citing.
Abstract: In article the basic stylistic errors supposed at a writing of dissertations on pedagogics are considered,
and advice how them to avoid is given.
V.E.Steinberg. TECHNOLOGICAL ASPECTS OF SEARCH DISSERTATIONAL
RESEARCHES ...................................................................................................................... 102
Keywords: dissertational researches, когнитивная visualisation, design designing, rough bases of actions,
logiko-semantic modelling.
Abstract: Didaktiko-technological methods and means of support of search pedagogical researches and presentations
of scientific results Are considered.
150
Стр.150
PRACTICE OF EDUCATION
G.M.Adullina, E.N.Krinitsyna. FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE GRAMMAR
SCHOOL №93 NAMES OF CENTURY V.V. KOVALENKA (UFA) .......................................... 106
Keywords: school history, innovative activity, the gymnasia environment, pedagogical experiment.
Abstract: Are resulted: the basic stages of development of high school №93 - grammar schools №93 names
of the space pilot of the USSR, twice the Hero of Soviet Union, the colonel general of aircraft V.V.Kovalenka
(Ufa), features of the organisation of the innovative work, essential results of successful activity of pedagogical
collective.
FOREIGN COLLEAGUES' EXPERIENCE
G.R.Bakhtiyarova. THE PROBLEMS OF ETHNOPEPAGOGICAL EDUCATION
OF STUDENTS ...................................................................................................................... 113
Keywords: ethnopedagogics, national pedagogics, Kazakh ethnopedagogics, ethnopedagogical education,
ethnopedagogical culture of students, traditional pedagogical culture.
Abstract: The great importance of the ethnopedagogical education as means of allround and harmony development
of students pedagogical higher educational institutes is revealed in this article. Author signifies the
importance of the role of systematic study of national pedagogics in heightening of future teachers’ pedagogical
culture.
DEBUT IN SCIENCE
L.A.Amirova, R.A.Jafizova. THE EDUCATION POTENTIAL IS THE INTERDISCIPLINARY
INTEGRATION ....................................................................................................................... 117
Keywords: Interdisciplinary integration education potential, the Federal State of Educational Standard college,
maths, computer science.
Abstract: The article shows the ways of realization of the interdisciplinary integration which based on the education
process FSES. The specific peculiarities, main characteristics and the ways of activation of the education
potential are shown in the interdisciplinary integration.
HISTORY OF EDUCATION
Yu.V.Ergin. UFA МЕДРЕСЕ «USMANIJ»: TO THE 125 ANNIVERSARY
FROM THE DATE OF OPENING ........................................................................................... 128
Keywords: madrasah «Usmanija», Hajrulla Usmanov, Dzhigangir Abyzgildin.
PEDAGOGICAL TAPE .......................................................................................................... 145
INFORMATION ABOUT THE CONTRIBUTORS ............................................................... 147
151
Стр.151
ТРЕБОВАНИЯ К СТАТЬЯМ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ В ЖУРНАЛ
Уважаемые читатели!
Журнал гарантирует широкое распространение результатов научных поисковых, в т.ч. диссертационных исследований,
путем размещения статей в свободном доступе на своем сайте одновременно с публикацией печатного варианта журнала
(http://elibrary.ru).
В соответствии с Информационным сообщением ВАК о порядке формирования Перечня ведущих рецензируемых научных
журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой
степени доктора и кандидата наук (от 14.10.08, № 45.1-132), уточнены требования к статьям, представляемым в «Педагогический
журнал Башкортостана» и далее - в базу данных «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ) Научной Электронной Библиотеки
(сайт «Российский индекс научного цитирования»).
1. Представляемая статья должна быть оригинальной (не публиковавшейся ранее в других печатных изданиях) и освещать
актуальные проблемы педагогики.
2. Статья должна быть написана языком, понятным не только специалистам данной области, но и широкому кругу читателей,
заинтересованных в обсуждении темы; необходимо дополнительное обоснование специализированных научных терминов.
3. Объем текста, при условии 2500 знаков с пробелами на странице, – 0,5–1,0 п.л. (20–40 тыс. знаков; при выполнении
требований редакции к форматированию текста 1 п.л. составляет 10 страниц при числе знаков с пробелами на странице
4000.)
4. Статья должна давать представление о содержании работы и о том, что нового вносит автор в рассмотрение
проблемы. Текст должен быть лаконичен и четок, свободен от второстепенной информации, отличаться убедительностью
формулировок. Необходимо отразить следующие аспекты содержания статьи: предмет исследования,
тему, цель работы; метод или методологию проведения работы; результаты работы; область применения результатов;
выводы (последовательность изложения может быть изменена).
Аннотация должна давать представление о содержании работы и о том, что нового вносит автор в рассмотрение
проблемы. Текст должен быть лаконичен и четок, свободен от второстепенной информации, отличаться убедительностью
формулировок. В аннотации необходимо отразить следующие аспекты содержания статьи: предмет исследования,
тему, цель работы; метод или методологию проведения работы; результаты работы; область применения результатов;
выводы. Объем аннотации – минимум 50–100 слов.
5. Список литературы (не более 10-12 п.) оформляется в соответствии со стандартом ГОСТ Р 7.0.5-2008, который разработан
с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 690:1987 «Документация. Библиографические
ссылки. Содержание, форма и структура» (ISO 690:1987 «Information and documentation - Bibliographic references -
Content, form and structure») и международного стандарта ИСО 690-2:1997 «Информация и документация. Библиографические
ссылки. Часть 2. Электронные документы и их части» (ISO 690-2:1997«Information and documentation - Bibliographic references -
Part 2: Electronic documents or parts thereof»). В библиографическое описание документов введены указание на качественное состояние
(например, [Текст]), перечисление соавторов за косой чертой, некоторые изменения в пунктуации, индекс ISBN (ГОСТ Р
7.0.5-2008 помещен на сайте журнала http:// www. pjb.oprb.ru).
6. Ссылки на литературу в тексте указываются соответствующей цифрой в квадратных скобках, оформление сносок и
примечаний в пределах статьи должно быть единообразным, нумерация должна соответствовать текущей странице.
7. Рукопись статьи, рецензии (внутренняя и внешняя) и сопроводительные материалы принимаются на электронных носителях
с приложением распечатки на бумаге формата А4 (с одной стороны).
8. Рисунки должны выполняться в редакторе Corel Draw (рисунки, выполненные в других редакторах, не принимаются).
152
Стр.152
9. Фотографии автора должны иметь белый фон, быть контрастными и четкими, объем файла - не менее 500 кбт при
разрешении 150 dpi (или не менее 175х205 пикселей/3х3,5 см) в формате JPEG (бытовые снимки не принимаются).
10. Форматирование статьи: гарнитура шрифта Arial; поля: верхнее - 6,4, нижнее - 3,4, правое/левое - 3,6 см; размер основного шрифта -
9 пт, вспомогательного (сноски, таблицы, литература, ключевые слова, аннотация) - 7 пт, межстрочный интервал - 1; первая строка: отступ -
0,75; между словами не более одного пробела при включенной опции «непечатаемые знаки».
11. Статьи представляются в журнал в полном комлекте вне зависимости от того, публиковался автор ранее или нет.
12. Тематика статей отражена в списке «Рубрики журнала».
13. Материалы, не отвечающие перечисленным требованиям, не принимаются редакцией и не регистрируются.
14. При выполнении требований материалы принимаются, регистрируются и направляются на рецензирование, о результатах
которого автор уведомляется по электронной почте.
15. В случае изменений и доработок материалов статьи по результатам рецензирования или иным обстоятельствам, автор
обязан указать перечень выполненных им изменений.
16. При несоблюдении перечисленных выше требований материалы редакцией отклоняются и не публикуются.
17. Плата за опубликование рукописей с аспирантов, проходящих обучение в аспирантуре и докторантуре, не взимается.
18. По вопросам размещения статей следует обращаться в редакцию: (3472) 72-32-41, e-mail: pjb.bspu@mail.ru.
Внимание! Редакция напоминает, что почтой доставляются материалы, отправленные обычным или заказным письмом.
Материалы с объявленной ценностью в редакцию не доставляются.
Рубрики журнала: Проблемы современной педагогики; Психолого-педагогические исследования; Образование
и культура; Инновационные технологии образования; Информатизация образования; Приоритетный
национальный проект «Образование»; Практика образования; Дебют в науке; Опыт зарубежных коллег; История
образования; Педагогическая лента (новости, юбилеи, хроника); Рецензии.
Вниманию соискателей!
С целью повышения качества, научные статьи, направляемые в наш журнал, должны комплектоваться заключением
научного руководителя, свидетельствующего об их соответствии требованиям ВАК и журнала:
1. В статье содержатся: четкая постановка научной задачи (проблемы), конкретное указание на подход к выполняемому
исследованию, характеристики результатов эксперимента (научная новизна, теоретическая и практическая
значимость).
2. В статье отсутствуют фрагменты, содержащие значительный объем материала справочного, описательного,
констатирующего и декларативного характера без соответствующих аналитических выводов; отсутствуют словосочетания,
фразы и фрагменты текста разговорно-обиходного характера.
153
Стр.153