Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вопросы литературы  / №1 2009

«Темный смех» белой Америки. Шервуд Андерсон и американский «примитив» (66,00 руб.)

1   0
АвторыПАНОВА О.
Страниц20
ID239057
Аннотация.
«Темный смех» белой Америки. Шервуд Андерсон и американский «примитив» / О. ПАНОВА // Вопросы литературы .— 2009 .— №1 .— URL: https://rucont.ru/efd/239057 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ШЕРВУД АНДЕРСОН И АМЕРИКАНСКИЙ «ПРИМИТИВ» Как известно, в западном авангардистском искусстве пер вой трети ХХ века происходит открытие черной Африки, аф риканского примитивного искусства. <...> Однако в 1900— 1910х годах только наиболее дальновидные из американских модернистов осознают, что в этом контексте США занимают особое положение в качестве страны, обладающей собствен ным расовым, черным «примитивом». <...> Одной из первых обра тилась к «отечественному примитиву» экспатриантка Г. Стайн, отличавшаяся замечательной интуицией во всем, что касалось передовой литературной моды и перспективных тенденций. <...> Уже в 1909 году выходит ее цикл «Три жизни»1 , построенный 1 Подробнее об этом цикле и о творчестве Г. Стайн в целом см. статью Н. Анастасьева <...> «Книги не для чтения (Гертруда Стайн)» (Вопросы литера туры. <...> В цикл входит повесть на негритянскую тему «Меланкта», обра щенная к красочному и экзотическому (для европейца и бело го американца) «параллельному миру» негритянского района. <...> Вслед за ней почти все авторы поколения 1920х отдают дань негритянской теме. <...> Приведем лишь два неизбитых примера— стихотворение «Ниггер» Карла Сэндберга и поэтический сбор ник «Джасбо Браун» Дюбоуза Хейворда, в которых создается образ жизнерадостного черного «примитива», полного виталь ных сил: тем самым представители черной расы «приподнима ются» над скучной повседневностью, рутиной и прагматикой, ведущей к нивелировке личности. <...> Такой взрыв интереса к негритянской жизни объяснялся не только внешними (европейская мода на «примитив»), но и внутренними причинами. <...> В Америке одновременно с расцве том «белого» авангарда и модернизма на рубеже 1910—1920х годов начинается «Гарлемский ренессанс»: «черная культура» впервые заявляет о себе на общенациональном уровне. <...> Фрэн сис Скотт Фицджеральд окрестил 1920е «веком джаза». <...> На звание это прижилось и стало крылатым выражением не слу чайно: время было таким, что даже «золотая <...>