История русской литературы Галина РЕБЕЛЬ «ГЕНИЙ МЕРЫ»: ТУРГЕНЕВ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ Определение «гений меры», принадлежащее Д. <...> Ме режковскому, прозвучало в следующем контексте: «В России, стране всяческого, революционного и религиоз ного, максимализма, стране самосожжений, стране самых неистовых чрезмерностей, Тургенев едва ли не единст венный, после Пушкина, гений меры и, следовательно, ге ний культуры. <...> Формула Мережковского отражает все стороны лич ности и творчества И. Тургенева <...> Попробуем развернуть ее, обозначив те параметрынаправления, которые позво ляют не просто увидеть тургеневскую «мерность», но и Мережковский Д. С. <...> Разносторонняя и при этом глубокая образованность, уникальный художественный дар, масштабность лично сти, интеллектуальная мощь, социальная интуиция, про светительская энергия при содействии судьбы, опреде лившей преимущественным местом жительства писателя Западную Европу,— все это обеспечило Тургеневу осо бое — срединное, стержневое — место в культурной жиз ни эпохи. <...> Самый модный, самый читаемый писа тель своего времени, он был при этом великим художни ком, проторявшим свой собственный путь не только в русской, но и в мировой литературе, — сочетание уни кальное, ибо «модный», как правило, — не вершинный, не совершенный, а усредненнозавлекательный, «суррогат ный» и потому востребованный большинством, в данном же случае «модный» — одновременно элитарный, изы сканный, недосягаемо совершенный. <...> Ощущение неуловимой и в то же время несомненной эталонности тургеневского письма сформулировала в 1874 году, по прочтении рассказа «Живые мощи», Жорж Санд: «Tous nous devons aller а l’еcole chez vous»: «Мы все должны идти к вам на выучку». <...> О том же, но с другим, раздражительным, оттенком говорит от лица собратьев по перу герой Чехова: «И так до гробовой доски все будет только мило и талантливо, мило и талантливо — больше ничего, а как умру, знакомые, проходя мимо могилы <...>