Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вопросы литературы  / №6 2009

Власть слова - тема и вариации (66,00 руб.)

0   0
АвторыЖОЛКОВСКИЙ А.
Страниц24
ID239041
Аннотация.
Власть слова - тема и вариации / А. ЖОЛКОВСКИЙ // Вопросы литературы .— 2009 .— №6 .— URL: https://rucont.ru/efd/239041 (дата обращения: 10.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Поэтика жанра Александр ЖОЛКОВСКИЙ ВЛАСТЬ СЛОВА: ТЕМА И ВАРИАЦИИ Речь пойдет об очень разнородных текстах, обнаружи вающих, однако, неожиданное сходство в разработке од ной из программных тем художественной литературы— метапоэтической озабоченности собственным статусом. <...> Старший и средний рассказывают «все быль да быль», огня не получают, подвергаются вырезанию ремней и отправляются назад. <...> Младший же отвечает: «Ладно, только чур: не перебивать, а пере бьешь — из твоей спины три ремня вырезать» — и на чинает рассказывать небылицы, с противоречиями в каждой фразе, о том, как он совершает немыслимые сделки, отправляется за море, возвращается назад, за лезает на небо, падает оттуда на землю. <...> Я взял хвост распорол, там ящик нашел, в ящике — грамотка, а в грамотке на писано, что твой отец моему отцу будет век платить ка вание «1001 ночи». <...> Счастливая развязка с финальной рифмой — получением не только огня, но и трех ремней, даже на один больше, чем было вырезано у старших братьев. <...> Так там есть и сказки без обрамляющей конструкции (без трех братьев, старика, условия о неперебивании), сводящиеся исключи тельно к серии небылиц (например, № 420)3 . <...> Эти сказки относятся к широкому классу сюжетов о «вранье»— в частности, но не обязательно, о «[состязании во] вранье с целью по лучения невесты», и их отличает как раз отсутствие заказа (от хана, шаха и т. п.) на рассказывание небылиц ради женитьбы, да и вообще полное отсутствие обрамления. <...> 3 Авторы и рассматривают вопрос о географических и хронологиче ских аспектах соотношения нескольких типов сюжетов, и выдвигают (со ссылкой на Ю. Березкина <...> Такой процесс может быть определенным образом связан с време нем активных мирсистемных взаимодействий в Евразии, когда скла дывается общеевразийский фонд <.> сюжетов классической сказки». <...> Недаром старик заказывает именно небыль, герой преуспевает именно в нагнетании фантастических эпизодов и их красноречи <...>