Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вопросы литературы  / №3 2009

О наследии Д. С. Лихачева (66,00 руб.)

0   0
АвторыЗОБНИН Ю.
Страниц6
ID238980
Аннотация.
О наследии Д. С. Лихачева / Ю. ЗОБНИН // Вопросы литературы .— 2009 .— №3 .— URL: https://rucont.ru/efd/238980 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЛИХАЧЕВА Главной темой нынешних VIII Международных Лихачев ских научных чтений стала проблема «Диалог культур и парт нерство цивилизаций». <...> ) — была посвящена «литератур ному» аспекту современной культурологической мысли, про должающей изыскания Д. Лихачева <...> Академик Лихачев видел в художественном творчестве, в искусстве высшее проявление культурной деятельности челове чества, в основе которой, по его мнению, лежало «освобождение от страха» перед стихийным, «неорганизованным» миром. <...> Важно заметить, что, говоря о становлении искусства в лоне человеческой куль туры, Лихачев тонко отмечал «усложнение» задач искусства, «первоначально сводившихся к тому, чтобы “нестрашным” изо бражением освободить себя от страха <.> <...> Иными словами, возникновение искусства связано с разви тием и усложнением мировосприятия «борющегося со страхом» посредством культурной деятельности человека: помимо страхов «биологических», он открывал в себе и «кьеркегоровские», экзи стенциальные страхи, которые также требовали «преодоления». <...> Поэтому, определяя свое понимание задач искусства (и литера туры в частности), Д. Лихачев <...> писал: «Отражая мир, искусство вместе с тем его преображало, строило свои “модели” мира, боро лось с хаосом формы и содержания, организовывало линии, цвет, колорит, подчиняло мир или части мира определенной компози ционной системе, населяло окружающее идеями там, где без искусства нельзя было заметить, обнаружить, открыть»2 . <...> Низшие формы культуры, обеспечи вающие человеку «телесный» (биологический) комфорт, содер жат в себе лишь «эстетический потенциал». <...> На более высоком, «душевном», уровне этот потенциал реализуется в некие само стоятельные жанры культурной деятельности, которые можно ассоциировать с искусством, тогда как в области собственно «ду ховной» культурная работа по «борьбе с хаосом» целиком вопло щается в формы художественного творчества3 . <...> В целом <...>

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ