Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вопросы литературы  / №3 2009

Роберт Музиль тело и слово как способ познания героев (66,00 руб.)

0   0
АвторыКИСЕЛЕВА М.
Страниц34
ID238967
Аннотация.
Роберт Музиль тело и слово как способ познания героев / М. КИСЕЛЕВА // Вопросы литературы .— 2009 .— №3 .— URL: https://rucont.ru/efd/238967 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Зарубежная литература Мария КИСЕЛЕВА РОБЕРТ МУЗИЛЬ: ТЕЛО И СЛОВО КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ ГЕРОЕВ . <...> Роберт Музиль, «Искушение кроткой Вероники» «ТЕЛО» И «СЛОВО» ДЛЯ МУЗИЛЯ Не случайно статью предваряет эпиграф — цитата из новеллы Музиля, входящей в цикл «Соединения». <...> Проблема взаимоот ношения, взаимосвязи и взаимоисключения таких поня тий, как «тело» и «слово», привлекала Музиля. <...> Души в этом теле нет (герои Музиля с Богом находятся в сложных отношениях: вспомнить хотя бы ироничное вы сказывание Ульриха из главы «Святые разговоры» «Че 319 ловека без свойств», в котором связь души с Богом остро умно высмеивается, или постоянное чувство его сестры Агаты, что, кроме тела, у нее ничего нет). <...> Проблему философии тела можно увидеть прежде всего в стилистических исканиях Музиля. <...> Твердое намерение сделать из выражения инструмент — вот что пускай сто ит в зачине этой тетради»1 ,— пишет Музиль в своем дневнике 2 апреля 1905 года. <...> Мотив наготы, стыд и возбуждение, вызванные на гим телом, соблазн и потеря морали, агрессия, «преступ ление» границ, постоянный поиск утерянного прекрасно го садарая — основные смысловые узлы уже первого романа «Душевные смуты воспитанника Терлеса». <...> Фрира «Язык чувств в романе “Душевные смуты воспитанника Терле са” Роберта Музиля»4 исследуется языковой базис эмо циональности и чувственности, говорится о взаимосвязи чувственного восприятия и тела: «Чувство “телесно”, Терлес чувствует всем своим телом»5 . <...> Думаю, однако, что в поэтике Музиля это не исключение, а именно закономерность— Терлес во всех случаях, когда ощущает свое тело, испыты вает недовольство им, неудобство, чуждость холодного, ледяного, дрожащего тела, которое никак не может со греться, стать «своим», понятным. <...> Терлес неустанно отде ляет свое «Ich» («я») от своего «Leib» («тела»), наблюда ет за его ощущениями извне, как за чемто чуждым, будто не составляя с ним определенного целого. <...> Еще один связанный <...>