Ирина МОНАХОВА СТРАХИ И УЖАСЫ О повести Н. Гоголя <...> Хотя выражение «Фома неверую щий» стало затем поговоркой, тот самый Фома — ученик Христа — всетаки, наверное, не заслуживает столь стро гой оценки. <...> Потом, как и мно гие другие ученики Христа, апостол Фома стал святым мучеником — был казнен за проповедь христианства. <...> Подобно своему небесному покровителю, Хома Брут, слушатель Киевской духовной семинарии, герой повести 269 Гоголя «Вий», тоже попал в ситуацию особую, выделив шую его из круга однокашников. <...> Хома — уникальный посвоему среди гоголевских героев тип. <...> И, может быть, во всем творчестве Гоголя, в котором немного найдется примеров изображения «простых» людей, «из народа» (если говорить не о ска зочных «Вечерах на хуторе близ Диканьки», а о более реалистических произведениях), Хома — это как раз самый народный персонаж, самый «простой». <...> Хома к тому же, будучи формально свободным, на деле вполне подневольный человек: сначала он зависит от ректора, который фактически распорядился его судь бой из уважения к богатому сотнику, потом — от самого сотника, в имении которого он находится под надзором местных казаков. <...> Хотя бытует мнение, что «простой на род» в произведениях Гоголя изображен лишь в виде не значительных третьестепенных персонажей вроде «дяди Митяя» и «дяди Миняя» из «Мертвых душ», но в «Вие» как раз «простой» человек находится в центре внима ния. <...> Вот народный гоголевский герой, вот «на родная мысль» у Гоголя, ставшая своеобразным продол жением «народной мысли», нашедшей такое яркое во площение в повести «Тарас Бульба». <...> Гоголь пишет о нем не как о выделяющемся чемто из толпы герое, а как об одном из многих — как о части однородной массы, то есть бурсаков. <...> А в марте 1835 года, вскоре после выхода в свет этой повести, Гоголь в письме тому же адресату просто изло жил жизненную философию, под которой мог бы подпи саться и Хома и которая, повидимому, была симпатич на самому <...>