Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вопросы литературы  / №6 2010

Живописный текст как источник словесного. «Последний день Помпеи» К. Брюллова и русская литература XIX в (66,00 руб.)

0   0
АвторыБЁМИГ М.
Страниц33
ID238792
Аннотация.
Живописный текст как источник словесного. «Последний день Помпеи» К. Брюллова и русская литература XIX в / М. БЁМИГ // Вопросы литературы .— 2010 .— №6 .— URL: https://rucont.ru/efd/238792 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История русской литературы Синтез искусств Михаэла БЁМИГ ЖИВОПИСНЫЙ ТЕКСТ КАК ИСТОЧНИК СЛОВЕСНОГО «Последний день Помпеи» К. Брюллова <...> и русская литература XIX века Шедевр Карла Брюллова «Последний день Помпеи» был создан между 1830 и 1833 годами в Италии, куда ху дожник приехал в 1822 году вместе с братом, архитекто ром А. П. Брюлловым, в качестве стипендиата «Общества поощрения художников». <...> Результатом длительного вынашивания замысла и скрупулезной работы явилось монументальное историче ское полотно, подобно энциклопедии сосредоточившее в себе не только личный опыт художника, но и эстетические вкусы, философские взгляды, исторические представле ния и даже политические убеждения, формировавшие ми ровоззрение эпохи. <...> Формальные особенности, определяемые чистотой линий, пластичностью объемов и хроматическими эффектами, достигнутыми игрой доми нирующих цветов — красного и черного, разорванных ос лепительной вспышкой холодного голубоватобелого све та в композиционном центре картины, были восприняты современниками как единство скульптуры, живописи и музыки, то есть тех трех искусств, которые были объявле ны Шеллингом изобразительными, или реальными, в его курсе лекций «Философия искусства» (1802—1803), од ном из программных манифестов романтизма. <...> Уже на исходе XVIII века Шиллер написал историческую 262 элегию «Помпеи и Геркуланум», переведенную В.Жуков <...> В 1822 году английский художникромантик Джон Мартин написал картину под названием «Разрушение Помпеи и Геркуланума». <...> В те же годы итальянский композитор Джованни Пачини создал оперу «Последний день Пом пеи» на либретто Андреа Леоне Тоттола: премьера со стоялась в неаполитанском театре «Сан Карло» в ноябре 1825 года; осенью 1827 года эта опера была поставлена в миланском театре «Ла Скала», в оформлении самого зна менитого театрального художника того времени, Алес сандро Санквирико. <...> Полотно Брюллова очевидно выстроено в соответст <...>