Феликс НОДЕЛЬ В ПОИСКАХ КОММЕНТАРИЯ К «АННЕ СНЕГИНОЙ» Автобиография или. <...> Как быть читателю поэмы «Анны Снегина», если ее ав тор называет героя своим именем, наделяет внешностью, известной по портретам Есенина, и делегирует ему некото рые существенные детали собственной биографии? <...> Ученику — велик соблазн принять за чистую монету пересказкоммментарий шпаргалочного издания «Родин и компания»: «Автор едет в радовские предместья отдохнуть <.> <...> 1 251 В одной «компании» с Родиным и Пименовой в боль шей или меньше степени оказываются: автор крити кобиографического очерка к пятитомному собранию сочинений Есенина К. Зелинский <...> А между тем еще в 1972 году есениновед А. Марченко <...> в своей монографии «Поэтический мир Есенина» (пере изданной в 1989м) расставила все точки над «i»: «Есенин как будто уверяет читателя в подлинности происходящего, в то же время предупреждая, чтобы этот самый читатель и не подумал простодушно отнестись к поэме как к письму, полученному от Есенина, откровен но деформирует “истину’’, накладывая “чувствования’’ года 1923 на события 1917 <.> <...> Есенин отдает герою “Анны Снегиной’’ и свое имя, и свой дар, и даже славу ав тора “Москвы кабацкой’’, то есть создает иллюзию пол нейшей, документальной подлинности. <...> Но только иллю зию, ибо на самом деле поэт Есенин Сергей — герой “Анны Снегиной’’— и Есенин — автор ее — сознательно разведены. <...> В 1917 году, к которому относится действие поэмы (исключая эпилог), Есенин не был ни автором ‘’Москвы кабацкой’’, ни знаменитым поэтом. <...> Спустя треть века, в 2006м, Марченко в главе двух томного учебника остается на тех же позициях: «Сергей Есенин <.> не автор, а герой <.> <...> Хотя события, описан ные в первых четырех главах “Анны Снегиной”, формаль но происходят в 1917 году (с апреля по ноябрь), поэма создается семь лет спустя, и автор, волейневолей, смот рит на происходящее не “лицом к лицу”, а на “расстоя нии”, когда уже видно <.> что романтические <...>