Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вопросы литературы  / №4 2011

С чего начинается Лев Толстой. Размышления над первыми страницами «Детства» (66,00 руб.)

0   0
АвторыЩУКИН В.
Страниц44
ID238456
Аннотация.
С чего начинается Лев Толстой. Размышления над первыми страницами «Детства» / В. ЩУКИН // Вопросы литературы .— 2011 .— №4 .— URL: https://rucont.ru/efd/238456 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Над строками одного произведения Василий ЩУКИН С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ЛЕВ ТОЛСТОЙ? <...> Размышления над первыми страницами «Детства» Главный тезис, который мне хотелось бы доказать в настоящей статье, заключается в том, что почти что весь Лев Толстой, со всеми сложнейшими художествен ными приемами, с потоком сознания и подсознания, с со циальными, нравственными и философскими проблема ми, к которым он обращался на протяжении всей своей жизни, присутствует на страницах его первого печатного произведения — «Детства». <...> Толстой научит нас следить за тем, как расправля ет крылья бабочка, как тащит соломинку муравей, а самое главное, он убедит нас в том, что эти «мелочи» или «глу пости» необыкновенно важны, что они и есть сама жизнь. <...> Если это не весь Толстой, то это основа основ всего его творчества, поистине толстовский дух. <...> «Детство» построено по принципу кольцевой темати ческой композиции: начинается с того, что Николенька придумал, будто ему приснилась смерть maman, а закан чивается ее похоронами и рассказом о последних днях Натальи Савишны. <...> Цепь первоначальных впечатлений и ассоциаций, из которых впоследствии будут рождаться художественные образы, ведет от тела к окружающим его вещам, а от них и непо средственно от тела — к перцептивным актам бессозна ния и сознания, иными словами, к впечатлениям души. <...> Детали быта интересуют автора «Детства» не как средства социальнопсихологического анализа, а как впечатления души, живущей в мире многокрасочном, многоголосом и полном разнообразных запахов. <...> Главная цель искусства <.>,— писал Толстой в своем дневнике (запись от 17 мая 1896 года), — та, чтобы проявить, высказать правду о душе человека, высказать тайны, которые нельзя высказать простым словом <.> <...> Щ.). что для Толстого важен «сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души»3 Н. Чернышевский <...> : Правда, 1974. нах, трепетание света на шелестящих листьях, переливы его на изменчивых очертаниях <...>