Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вопросы литературы  / №4 2011

«Историческая топика» раздел риторики или область компаративистики (66,00 руб.)

0   0
АвторыМАХОВ А.
Страниц15
ID238453
Аннотация.
«Историческая топика» раздел риторики или область компаративистики / А. МАХОВ // Вопросы литературы .— 2011 .— №4 .— URL: https://rucont.ru/efd/238453 (дата обращения: 30.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МАХОВ «ИСТОРИЧЕСКАЯ ТОПИКА»: РАЗДЕЛ РИТОРИКИ ИЛИ ОБЛАСТЬ КОМПАРАТИВИСТИКИ? <...> Речь идет о топосе— термине, который в филологии име ет по крайней мере два абсолютно разных понимания: ли тературоведческое и риторическое. <...> В литературоведение его ввел в 1948 году Эрнст Роберт Курциус. <...> Топос в его понимании — словесное «клише», общие и безличные «схемы мысли и выражения», которые имеют межвре менной и межкультурный характер. <...> Вот некоторые его определения из работы «К понятию исторической то пики» (1938—1949): «топос — нечто анонимное <.> <...> Пространственная метафора «пласта» — скрытого, лежащего ниже обозримой словесной реальности, — зна чима: Курциусу представляется, что он нисходит в ту глубину словесности, где европейская литература обна руживает свое единство. <...> Вместе с тем это уровень, так сказать, «малых величин», литературных микрочастиц— недаром Курциус называет свой метод «техникой фило логического микроскопирования»3 . <...> Итак, топос у Курциуса — клише или схема мысли и выражения. <...> Определение топоса соединяет мысль и вы ражение: значит, предполагается, что топос имеет некую 2 Curtius E. <...> Europbische Literatur und Lateinisches Mittelalter. содержательную константу, но также сохраняет устойчи вость на уровне выражения, даже при переводе, при пере ходе из одной литературы в другую. <...> Понятие топоса — он же топ, общее место, locus com munis, — заимствовано Курциусом из риторики. <...> При этом заимствовании Курциус совершает весьма знаменатель ную терминологическую подмену, на которую я бы и хо тел обратить внимание. <...> Когда Квинтили ан говорит о риторическом locus’е как «месте, где лежат аргументы» (sedes argumentorum)4 , то он имеет в виду «умственное» место — некую общую категорию или ход мысли, которые помогали порождать или находить аргу менты. <...> Это и есть, в риторическом понимании, конкрет ный найденный аргумент, и он, как видим, весьма похож на то, что Курциус считает топосом. <...> Итак, топос в риторике — общая категория, позволяю щая <...>