Век минувший Михаил МИХЕЕВ О «НОВОЙ» ПРОЗЕ ВАРЛАМА ШАЛАМОВА . <...> Если, вопреки моему убеж дению в неслучайности его судь бы, Шаламов избежал бы лаге рей, то он все равно написал бы о самом страшном, увидев его в обыденной жизни. <...> «Колымские рассказы» Шаламова (1954—1973) напи саны как некий единый текст, со сквозными героями, пере ходящим из рассказа в рассказ повествователем, но при этом и со сложной сменой повествовательных позиций, как бы передачей их — от одной ипостаси автора к другой. <...> При этом, по свидетельству его близкого друга, «боль шая часть КР2 документальна, их персонажи не вымыш лены — сохранены имена. <...> По мнению Францишека Апановича (высказанному в переписке), «что касается множества рассказчиков у Ша ламова, то это очень существенно с точки зрения вы страиваемой им картины мира. <...> Одним из рассказчиков является и Шаламов, но у него не авторский статус, а ста тус персонажа — одной из жертв». <...> То есть, надо так полагать, что его собственный автор ский голос намеренно принижен, приглушен, вставлен в мую не связанными с центральной темой, выделяю их курсивом и за ключаю в скобки — и в основном тексте, как здесь, и в текстах цитат, Далее сокращением КР буду обозначать вместе все пять циклов «Колымских рассказов», за исключением «Очерков преступного ми ра». <...> По отдельности же: 1) собственно цикл «Колымские рассказы»— КР1; 2) «Левый берег» — ЛБ; 3) «Артист лопаты» — АЛ; 4) «Воскре и в текстах примечаний. <...> Так и происходит у Шала мова, но как правило не внутри одной новеллы или рас сказа, а в различных текстах, как бы каждый раз в новых условиях5 4 Далее цифрами в скобках везде указываются годы написания (а не издания) текстов Шаламова. <...> (Ясно, что описывать такое событие, как обволакива ние пищи слюной, со стороны другого героя, Багрецова, бы ло бы както противоестественно или, во всяком случае, затруднительно: он не может «увидеть» или ощутить то, что здесь описывается, — по крайней <...>