, жела тельно не упустить из виду нечто большее, чем тематиче ское предпочтение автора, «экзотический» сюжет и даже тот факт, что с Кавказом связаны пролог (первая повесть, первое произведение о войне, замыслы «кавказского романа», «кавказской повести», «казачьей повести», программа «Очерков Кавказа») и эпилог его творческой биографии, когда почти через полвека вспомнилась «дав нишняя кавказская история» и началась долгая, мучи тельная работа над «ХаджиМуратом». <...> Молодой Толстой, участвуя в Кавказской войне в зва нии фейерверкера 2го класса, затем был произведен в офицеры «за отличие в делах против горцев». <...> Тональность толстовских раздумий во многом предо пределена одним из важнейших аспектов кавказской про блематики в русской классике: вопросом о том, зачем по большому счету нужна война, зачем враждуют люди раз ноприродных культурных миров? <...> Философскивопросительная интонация лермонтовского шедевра через двенадцать лет почти бук вально воспроизведена в толстовском «Набеге»: «Неуже ли тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? <...> Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе по добных? <...> . От «Набега» (1852) до «ХаджиМурата» — духовного исхода к тому же кавказскому первоисточнику — художе ственная рефлексия разворачивалась как изживание за тяжной конфронтационной логики. <...> Один из важ нейших постулатов толстовской философии жизни— «идеал человеческого без насилия» (35, 214) — также вос ходит к нравственному камертону и атмосфере первых рассказов и повести «Казаки». <...> Дневниковая запись от 12 мая 1856 года — «.пускать из себя во все стороны, как па ук, целую паутину любви.» — буквально отзовется в «Казаках»: «раскидывать на все стороны паутину любви: кто попадется, того и брать». <...> Прямая связь с кругом идей «Хаджи Мурата» обнаруживается в трактате «Что такое <...>