В. Г. Белинский
Наталия. Сочинение госпожи ***...
Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах.
Т. 1. Статьи, рецензии и заметки 1834--1836. Дмитрий Калинин.
Вступит. статья к собр. соч. Н. К. Гея.
Статья и примеч. к первому тому Ю. В. Манна.
Подготовка текста В. Э. Бограда.
М., "Художественная литература", 1976
OCR Бычков М. Н.
НАТАЛИЯ. Сочинение госпожи ***1. Издание Сальванди. Перевел с французского Александр
Шубяков. Москва. В типографии Н. Степанова. 1835. 396. (12).
Было время, когда думали, что конечная цель человеческой жизни есть счастие. Твердили о
суетности, непрочности и непостоянстве всего подлунного и взапуски спешили жить, пока жилось, и
наслаждаться жизнию во что бы то ни стало. Разумеется, всякой по-своему понимал и толковал счастие
жизни, но все были согласны в том, что оно состоит в наслаждении. Законы, совесть, нравственная
свобода человеческая, все отношения общественные почитались не иным чем, как вещами,
необходимыми для связи политического тела, но в самих себе пустыми и ничтожными. Молились во
храмах и кощунствовали в беседах; заключали брачные контракты, совершали брачные обряды и
предавались всем неистовствам сладострастия; и знали, вследствие вековых опытов, что люди не звери,
что их должны соединять религия и законы, знали это хорошо - и приноровили религиозные и
гражданские понятия к своим понятиям о жизни и счастии: высочайшим и лучшим идеалом
общественного здания почиталось то политическое общество, которого условия и основания клонились к
тому, чтобы люди не мешали людям веселиться. Это была религия XVIII века. Один из лучших людей
этого века сказал:
Жизнь есть небес мгновенный дар:
Устрой ее себе к покою
И с чистою твоей душою
Благословляй судеб удар.
. . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . .
Пей, ешь и веселись, сосед!
На свете жить нам время срочно:
Веселье то лишь непорочно,
Раскаянья за коим нет!2
Это была еще самая высочайшая нравственность; самые лучшие люди того времени не могли
возвыситься до высшего идеала оной. Но вдруг все изменилось: философов, пустивших в оборот эти
понятия, начали называть, говоря любимым словом Барона Брамбеуса, надувателями человеческого рода.
Явились новые надуватели - немецкие философы, к которым по справедливости вышереченный муж
питает ужасную антипатию, которых некогда так прекрасно отшлифовал г. Масальский в превосходной
своей повести "Дон Кихот XIX века" - этом истинном chef-d'oeuvre {шедевре (франц.). - Ред.} русской
литературы - и которых, наконец, недавно убила наповал "Библиотека для чтения"3. Эти новые
надуватели с удивительною наглостию и шарлатанством начали проповедовать самые безнравственные
правила, вследствие коих цель бытия человеческого состоит будто бы не в счастии, не в наслаждениях
земными благами, а в полном сознании своего человеческого достоинства, в гармоническом проявлении
сокровищ своего духа. Но этим не кончилась дерзость опасных вольнодумцев: они стали еще утверждать,
что будто только жизнь, исполненная бескорыстных порывов к добру, исполненная лишений и страданий,
может назваться жизнию человеческою, а всякая другая будто бы есть большее или меньшее
Стр.1