П. Г. Демидова Кафедра педагогики и педагогической психологии А. А. Смирнов Психотехнологии социальной адаптации в образовательном учреждении Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по направлению Психология Ярославль 2012 1 УДК 159.9(072) ББК Ю95я73 С 50 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> Рецензент кафедра педагогики и педагогической психологии ЯрГУ Смирнов, А. А. Психотехнологии социальной адапС 50 тации в образовательном учреждении: метод. указания / А. А. Смирнов; Яросл. гос. ун-т им. <...> П. Г. Демидова в направлении психологического сопровождения адаптации студентов в вузе и составлены на основе учебного пособия А. А. Смирнова и Н. Г. Живаева «Психология вузовской адаптации» (Ярославль, 2009) и монографии «Адаптация студентов и образ вуза» (Ярославль, 2010) этих же авторов. <...> Предназначены для студентов, обучающихся по направлению 030300.68 Психология (дисциплина «Психотехнологии социальной адаптации в образовательном учреждении», цикл М2), очной формы обучения. <...> 3 Успешное освоение профессиональных компетентностей, уточнение профессиональной идентичности формирует психологическую готовность субъекта к деятельности. <...> Курс «Психотехнологии социальной адаптации в образовательном учреждении» для магистрантов факультета психологии читается в первом семестре объемом в 3 кредитные единицы и включает 32 часа самостоятельной и 40 часов аудиторной работы (18 — лекции, 18 — практические и 4 КСР). <...> В результате освоения дисциплины обучающийся должен: - иметь представление о психологическом сопровождении процесса адаптации в условиях вузовского обучения; - знать основные закономерности и механизмы адаптации студентов в вузе и основные методы их исследования и психологического сопровождения в вузе; - уметь проводить исследование адаптации студентов в вузе, планировать и осуществлять профилактику <...>
Психотехнологии_социальной_адаптации_в_образовательном_учреждении_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Кафедра педагогики и педагогической психологии
А. А. Смирнов
Психотехнологии социальной адаптации
в образовательном учреждении
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по направлению Психология
Ярославль 2012
1
Стр.1
УДК 159.9(072)
ББК Ю95я73
С 50
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2012 года.
Рецензент
кафедра педагогики и педагогической психологии ЯрГУ
Смирнов, А. А. Психотехнологии социальной адапС
50
тации в образовательном учреждении: метод. указания
/ А. А. Смирнов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова.
— Ярославль : ЯрГУ, 2012. — 52 с.
Данные методические указания отражают результаты
работы Психологической службы Ярославского государственного
университета им. П. Г. Демидова в направлении
психологического сопровождения адаптации студентов в
вузе и составлены на основе учебного пособия
А. А. Смирнова и Н. Г. Живаева «Психология вузовской
адаптации» (Ярославль, 2009) и монографии «Адаптация
студентов и образ вуза» (Ярославль, 2010) этих же авторов.
Предназначены для студентов, обучающихся по направлению
030300.68 Психология (дисциплина «Психотехнологии
социальной адаптации в образовательном учреждении»,
цикл М2), очной формы обучения.
УДК 159.9(072)
ББК Ю95я73
© Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова, 2012
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ....................................................................................... 3
1. Психологические основы социальной адаптации
в образовательном учреждении ........................................................ 5
1.1. Общая характеристика психологической адаптации ..... 5
1.2. Психологические особенности вузовской адаптации ...... 9
1.3. Системное описание вузовской адаптации ..................... 15
Вопросы для самопроверки ...................................................... 25
2. Изучение вузовской адаптации ............................................ 25
2.1. Организационно-методические основы
исследования ВА ............................................................................... 25
2.2. Методический аппарат изучения ВА ............................... 26
3. Психологическое сопровождение
адаптации студентов в вузе ............................................................. 30
3.1. Профориентация как средство упреждающей ВА........ 30
3.2. Психологическая поддержка студентов
при адаптации .................................................................................. 32
Вопросы для самопроверки ...................................................... 43
Заключение ................................................................................ 44
Рекомендуемая литература ....................................................... 46
51
Стр.51