Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Адаптация студентов и образ вуза (190,00 руб.)

0   0
Первый авторСмирнов А. А.
АвторыЖиваев Н. Г., Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц170
ID237724
АннотацияВ книге представлены результаты теоретических и эмпирических исследований взаимосвязи адаптации студентов с образом вуза. В работе установлена взаимная связь между адаптацией студентов и образом вуза и факультета, описаны ее социально-психологические закономерности, определена структура образа вуза и факультета, выделены структурные эффекты в системе взаимной обусловленности адаптированности и образа. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 08-06-00775а.
ISBN978-5-8397-0759-7
УДК159.9:37.015.3
ББК88
Смирнов, А. А. Адаптация студентов и образ вуза : монография / Н. Г. Живаев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; А. А. Смирнов .— Ярославль : ЯрГУ, 2010 .— 170 с. — Библиогр.: с. 138-150 .— ISBN 978-5-8397-0759-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/237724 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В работе установлена взаимная связь между адаптацией студентов и образом вуза и факультета, описаны ее социально-психологические закономерности; определена структура образа вуза и факультета, выделены структурные эффекты в системе взаимной обусловленности адаптированности и образа. <...> Образ вуза – это обобщенное представление о вузе в целом, а также о факультете, которое формируется через социальнопсихологическое взаимодействие студента с вузом и является результатом данного взаимодействия, отражающим условия вуза и факультета. <...> В работе описана взаимосвязь адаптации студентов с образом вуза и отражены ее социальнопсихологические закономерности. <...> Внимание к взаимодействию адаптации студентов и окружающей среды вуза растет, так как именно оценка условий среды влияет на адаптационный процесс. <...> Адаптация студентов представляет собой процесс вхождения личности в совокупность ролей и форм деятельности в вузе, процесс содержательного и творческого приспособления индивида к особенностям избранной им профессии и специальности в ходе учебно-воспитательного процесса [50, c. <...> Такое деление наводит на мысль, что вузовская адаптация предполагает и приспособление студента как субъекта профессиональной деятельности. <...> Диагностика адаптированности, а также определение ее результативности требует выделения показателей данного процесса и его результата. <...> Объективные факторы, характеризующие среду, в которой происходит адаптация студента, – это специфичные условия конкретного вуза и факультета: социально-бытовые условия, тип предшествующего образования и довузовской подготовки (определяют подготовленность студента к обучению в вузе как инструмент упреждающей адаптации) [1, 17], условия проживания (иногородние или местные студенты) [118], общественная активность [73], пол (В. А. Геодакян, М. В. Семенихина, В. К. Шабельников) [97, [98], возраст [3, 32, 114]. <...> К социально-психологическим установкам личности, регулирующим <...>
Адаптация_студентов_и_образ_вуза_монография.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова А. А. Смирнов Н. Г. Живаев Адаптация студентов и образ вуза Монография Ярославль 2010
Стр.1
УДК 159.9:37.015.3 ББК Ю 95 С 50 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве научного издания. План 2009/10 года Рецензенты: Н. Л. Иванова, доктор психологических наук, профессор кафедры организационной психологии ГУ ВШЭ; кафедра педагогической психологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского С 50 Смирнов, А. А. Адаптация студентов и образ вуза: монография / А. А. Смирнов, Н. Г. Живаев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2010. – 168 с. ISBN 978-5-8397-0759-7 В книге представлены результаты теоретических и эмпирических исследований взаимосвязи адаптации студентов с образом вуза. В работе установлена взаимная связь между адаптацией студентов и образом вуза и факультета, описаны ее социально-психологические закономерности; определена структура образа вуза и факультета, выделены структурные эффекты в системе взаимной обусловленности адаптированности и образа. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 08-06-00775а. УДК 159.9:37.015.3 ББК Ю 95 ISBN 978-5-8397-0759-7  Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2010 2
Стр.2
Введение В современной науке и практике понятие адаптации занимает ключевые позиции при разработке методов повышения эффективности подготовки студентов. Адаптация студентов включена в ряд фундаментальных вопросов образования: подготовка конкурентоспособных специалистов, развитие личности, профессионализация, социализация студентов. От успешности вузовской адаптации зависит профессиональное становление студентов, их вхождение в новую социальную ситуацию развития. В настоящее время в связи с модернизацией российского образования потребность в исследованиях вузовской адаптации возрастает. При этом имеющиеся разработки не в полной мере соответствуют росту данной потребности. В частности, в них не отражено влияние на процесс профориентации абитуриентов и адаптации студентов в вузе возрастающих информационных потоков. Под их воздействием у учащихся формируются образы вуза и факультета, основанные на предпочтении тех или иных условий подготовки к профессиональной деятельности, на идеальных представлениях о социальной среде вуза и факультета. Вместе с тем образы вуза и факультета складываются и на основе оценки представленных в том или ином вузе или факультете реальных условий. Исследование закономерностей взаимной обусловленности адаптации студентов и формирования образа вуза и факультета может дать результаты, важные для разработки мер упреждающей адаптации. Образ вуза – это обобщенное представление о вузе в целом, а также о факультете, которое формируется через социальнопсихологическое взаимодействие студента с вузом и является результатом данного взаимодействия, отражающим условия вуза и факультета. Через изменение образа вуза можно оказывать эффективное воздействие на процесс профессионального выбора и адаптации студентов. Существующие отдельные аналитические предположения, связывающие адаптацию студентов с образом среды, в которой она осуществляется, не могут удовлетворить возрастающую 3
Стр.3
потребность в эмпирическом изучении данной проблемы. Прежде всего, имеющиеся исследования образа вуза направлены на изучение имиджа вуза и его формирования с целью привлечения студентов, повышения конкурентоспособности вуза и факультета. К настоящему времени достаточно хорошо изучены феноменология имиджа, закономерности и механизмы его функционирования, условия и факторы его формирования (В. Н. Воронин, Д. А. Горбаткин, И. Ю. Никольская, Е. А. Ободкова, Е. Ю. Огородова), описана специфика имиджа учреждений образования (В. В. Волкова, Т. Н. Пискунова). При этом внимание обращается и на взаимодействие данного образа с личностными характеристиками обучающихся (А. А. Деркач, Е. В. Егорова, В. Г. Зазыкин, В. В. Знаков, А. Ю. Панасюк, Е. Б. Перелыгина, Е. А. Петрова, Г. Г. Почепцов, В. М. Шепель). Однако данные сведения носят скорее описательный, оценочный характер и посвящены обозначению проблемы. Не установлено, какие именно закономерности характерны для взаимной связи образа вуза и адаптации студентов. Открытыми остаются вопросы о характере их взаимной детерминации и причинно-следственной связи; о факторах, влияющих на данную взаимосвязь. Не изучена динамика взаимосвязи. Исследование данной проблемы важно и с научной точки зрения, и для разработки инструментария по профилактике и коррекции вузовской адаптации студентов. Таким образом, актуальность данного исследования основана на его теоретической важности и практической значимости, а также обусловлена недостаточностью разработки данного вопроса. Для разрешения указанных противоречий и ответов на поставленные вопросы сформулированы цель исследования, его задачи и гипотезы. Результаты исследования углубляют социально-психологическую теорию: показана сигнальная и регулятивная функция образа вуза и факультета как результата взаимодействия с социальной средой вуза; выделены компоненты образа вуза и показана их роль. Внесен вклад в психологию образа и в имиджелогию: образ вуза рассмотрен в контексте взаимосвязи с эффективностью учебной предпрофессиональной деятельности. 4
Стр.4
Оглавление Введение .............................................................................................................. 3 Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования взаимосвязи адаптации студентов и образа вуза .......................... 6 1.1. Психологические основы адаптации студентов в вузе ........................... 7 1.2. Психологическая характеристика образа вуза ........................................ 18 1.3. Связь адаптации студентов с образом вуза ............................................. 26 1.4. Выводы ........................................................................................................ 32 Глава 2. Методологическое обеспечение эмпирического исследования .......................................................... 35 2.1. Основание эмпирического исследования ................................................ 35 2.2. Диагностический инструментарий эмпирического исследования ....... 39 2.3. Процедура обработки результатов эмпирического исследования ........ 40 Глава 3. Результаты эмпирического исследования .................................. 43 3.1. Структура образа вуза и факультета ........................................................ 43 3.2. Влияние адаптированности студентов на образ вуза ............................ 49 3.3. Закономерности детерминации взаимосвязи адаптированности студентов с образом вуза ................................................................... 54 3.4. Влияние образа вуза на адаптированность студентов......................... 112 3.5. Динамика взаимосвязи адаптированности студентов с образом вуза .................................................................................... 125 Заключение ..................................................................................................... 135 Список литературы ....................................................................................... 138 Предметный указатель ................................................................................. 151 Приложения .................................................................................................... 154 Приложение 1. Условные обозначения и сокращения ................................ 154 Приложение 2. Бланк методики «Образ вуза и факультета» (по модели М. В. Томиловой и Е. А. Дагаевой) ............................. 156 Приложение 3. Достоверные различия между группами с низким (Ан) и высоким (Ав) уровнем социальной адаптированности .............................................................................. 157 Приложение 4. Достоверность различий между юношами (М) и девушками (Ж) ................................................................................ 158 Приложение 5. Достоверность различий между иногородними (ИГ) и местными (М) студентами ............................................................. 159 Приложение 6. Достоверность различий между студентами с разными типами довузовской подготовки ................................... 161 Приложение 7. Достоверные различия в адаптированности и характеристиках образа на разных этапах обучения .................... 163 167
Стр.167

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.