Между тем в текстах таких при знанных классиков science fiction, как Урсула ле Гуин, Ай зек Азимов или Роджер Желязны, можно встретить и глубокие, неоднозначные философские идеи, и серьезную проработку характеров, что делает, вообще говоря, бес смысленным деление литературы на «высокие» и «низ кие» жанры. <...> Предметом исследования будет здесь творчество Фрэнка Герберта (1920—1986) — од 338 ного из крупнейших американских фантастов, автора зна менитого цикла о планете Арракис, первая книга которо го — роман «Дюна» (1965) — была экранизирована дваж ды — в 1986 году Дэвидом Линчем и в 1997 году Д. <...> Герберт знаменит не только этим циклом, но и рядом других произведений, одно из кото рых — «Создатели богов»1 («The God makers», 1972) — бу дет особенно интересно в связи с заявленной темой. <...> Уже из самого названия романа видно, каких взглядов на Бога придерживался Герберт. <...> В отличие от большинства писателейфантастов, Фрэнк Герберт не привлекает науку как средство создания «научнофантастического» антуража, а непосредственно 2 Рис А., Рис Б. <...> Тема экологии в цикле «Дюны» играет ключевую роль, и Герберт прямо го ворит о «Дюне»: «Мне хотелось взглянуть на обитаемую планету как на некую энергетическую машину <.> <...> При этом Герберт не просто говорит о важности экологической проблематики и необ ходимости беречь экологическое равновесие — он идет значительно глубже, показывая, как экологические усло вия формируют культуру, структуру общества, психологи ческий облик людей, живущих в определенной экологиче ской ситуации (в случае с циклом «Дюны» крайне суровой: на пустынной планете Арракис, где вода столь ценна, что людям приходится носить специальные костю мы, позволяющие не терять ни капли влаги с естествен ными выделениями тела). <...> В этом отношении цикл «Дюны» можно сравнить раз ве что с «Левой рукой тьмы» У. ле Гуин, где действие раз ворачивается на планете столь холодной, что во время трапезы «на обеденном <...>