Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Методические аспекты совершенствования образовательного процесса в вузе по экономическим специальностям: материалы международной научно-методической конференции. Ярославль. 4 февраля 2009 года (190,00 руб.)

0   0
АвторыДроздова Н. В. , Назарова Л. Н. , Яросл. гос. ун-т
ИздательствоЯрГУ
Страниц188
ID237500
АннотацияМатериалы печатаются в авторской редакции.
УДК33:372.8
ББКЧ 486.96я43
Методические аспекты совершенствования образовательного процесса в вузе по экономическим специальностям: материалы международной научно-методической конференции. Ярославль. 4 февраля 2009 года : сборник / Н. В. Дроздова, Л. Н. Назарова; Яросл. гос. ун-т .— Ярославль : ЯрГУ, 2009 .— 188 с. — URL: https://rucont.ru/efd/237500 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. <...> П.Г. Демидова Экономический факультет Методические аспекты совершенствования образовательного процесса в вузе по экономическим специальностям Материалы международной научно-методической конференции Ярославль, 4 февраля 2009 года Ярославль 2009 УДК 33:372.8 ББК Ч 486.96я43 М 54 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве научного издания. <...> М 54 Методические аспекты совершенствования образовательного процесса в вузе по экономическим специальностям: материалы международной научно-методической конференции. <...> Дифференциация шкалы оценок в средней и высшей школе – мера действительно необходимая, появляется индивидуальность оцениваемого субъекта. <...> 6 К вопросу качества образования по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» И.П. Курочкина, Л.А. Маматова Ярославский государственный университет им. <...> П.Г. Демидова На выпускающих кафедрах большое и систематическое внимание уделяется качеству образования по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». <...> В этих целях на выпускающих кафедрах по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» было проведено анкетирование преподавателей и студентов по ряду аспектов, затрагивающих качество образовательного процесса на экономическом факультете. <...> Любое воздействие преподавателя направлено в конечном итоге на формирование, закрепление или изменение установок, отношений, мыслей, чувств, действий обучаемого, т.е. призвано влиять на все стороны психики и поведения студентов. <...> Но если принимаются к исполнению новые задачи, которые в настоящее время ставит социум (общество) перед высшей школой, и если мы хотим, чтобы сегодняшний выпускник вуза стал профессиональным специалистом, человеком инициативным, творческим, то следует решать проблему перевода педагогического воздействия <...>
Методические_аспекты_совершенствования_образовательного_процесса_в_вузе_по_экономическим_специальностям_материалы_международной_научно-методической_конференции._Ярославль._4_февраля_2009_года.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Экономический факультет Методические аспекты совершенствования образовательного процесса в вузе по экономическим специальностям Материалы международной научно-методической конференции Ярославль, 4 февраля 2009 года Ярославль 2009
Стр.1
УДК 33:372.8 ББК Ч 486.96я43 М 54 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве научного издания. План 2009 года. Ответственный за выпуск Н.В. Дроздова, канд. экон. наук, доц. М 54 Методические аспекты совершенствования образовательного процесса в вузе по экономическим специальностям: материалы международной научно-методической конференции. Ярославль. 4 февраля 2009 года / Отв. за вып.: Н.В. Дроздова, Л.Н. Назарова; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2009. – 187 с. Материалы печатаются в авторской редакции. Ответственные за выпуск: Н.В. Дроздова, канд. экон. наук, доц. Л.Н. Назарова, канд. экон. наук, доц. © Ярославский государственный университет, 2009 2
Стр.2
Секция 1. Методические аспекты совершенствования образовательного процесса по бухгалтерскому учету, анализу, аудиту Реформы российского образования: локомотив или тормоз на пути к "экономике знаний"? Г.И. Вовненко Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова «Сделать новый шаг, произнести новое слово – это то, чего люди боятся больше всего» Ф.М. Достоевский Общая эволюция экономики может быть охарактеризована следующим образом. Сначала была экономика, основанная на физическом труде и сельском хозяйстве (доиндустриальная экономика). Ее сменила индустриальная экономика, базирующаяся на переработке природных ресурсов. На смену последней приходит экономика, базирующаяся на знаниях (постиндустриальная или экономика знаний) Наиболее существенные микроэкономические аспекты "общества знаний" заключаются в следующем. Индивидуализация спроса и потребления будет сопровождаться индивидуализацией знания. Это означает: резко расширяется сфера и полезность неотторжимого и нетранспортабельного (некодифицируемого) знания; по-иному будет организован рынок труда: от "рынка рабочих рук", свойственного доиндустриальной эпохе, и "рынка рабочих голов", присущего индустриальной эре, в экономике знаний будет осуществлен переход к "рынку динамических способностей". Изменится и содержание знания: знания об индивидуальном (единичном) станут более важными, чем знания об общем. 3
Стр.3
"1. Самыми востребованными будут работники с инновационным типом личности. Основные черты инновационного типа личности: потребность в переменах, умение уйти от власти традиций, определяя точки развития и адекватные им социальные механизмы; наличие стремления к творчеству как личностного качества; способность находить идеи и использовать возможности их оптимальной реализации; системный, прогностический подход к отбору и организации нововведений; способность ориентироваться в состоянии неопределённости и определять допустимую степень риска; готовность к преодолению постоянно возникающих препятствий; развитая способность к рефлексии, самоанализу. Существенной особенностью поведения многих жителей России по сравнению с американцами и западноевропейцами, у которых мы копируем институты современного общества, является большая ориентация на мнение и поведение окружения. Количество пользователей нового продукта (технологии) (n) описывается известным уравнением dn/dt = C n (N-n), где С – коэффициент, зависящий от начальных условий, N – общее число потенциальных пользователей. Для России лучше согласуется с эмпирическими данными следующее уравнение: dn/dt = C n (1+n)(N-n) = C n (N-n) + C n2 (N-n), где второе слагаемое описывает поведение людей, ориентирующихся не на преимущество новшества, а на мнение окружающих. В результате в России инновация вначале распространяется медленнее, а на финишной стадии – быстрее, чем в странах ОЭСР. В связи с вышесказанным, необходимость реформ в нашем образовании не вызывает сомнения. Попробуем проанализировать, насколько основные направления модернизации российского образования отвечают требованиям современного общества и экономики. Сейчас в Министерстве образования и науки РФ проводятся и планируются следующие основные реформы. 1 Макаров В.Л. Микроэкономика знаний. М.:ЗАО «Издательство «Экономика», 2007, с.34-35. 4
Стр.4
1. «Равные стартовые возможности». Реализацию этой идеи предлагается обеспечить за счет введения «предшкольного образования» с пяти-шести лет. Обучение будет проводиться как на базе школ, так и в детских садах. В основе такого образования, которое не является обязательным, будут лежать игровые формы и методы обучения. Эта мера, если отбросить идеологическую подоплеку, заслуживает одобрения, т.к. именно в этом возрасте ребенок и открывает для себя мир, и смотрит на него своим особым "инновационным" взглядом. 2. Разделение школьных предметов на обязательные и дополнительные (по выбору ученика), которые будут платными. Возможность самостоятельного формирования портфеля школьных предметов в соответствии с интересами и способностями ученика – это, несомненно, шаг вперед в движении к "обществу знаний". Но, во-первых, нельзя осуществлять эту реформу за счет средств родителей, потому что бесплатное среднее образование является сегодня безусловным правом граждан любой цивилизованной страны. Во-вторых, не озвучен список обязательных предметов, неясно, кто его будет утверждать, и по какому принципу он будет формироваться. 3. Дифференциация шкалы оценок. Дифференциация шкалы оценок в средней и высшей школе – мера действительно необходимая, появляется индивидуальность оцениваемого субъекта. Сложно оценить знания большой группы людей пятью (а фактически тремя) баллами. Все это хорошо, но зачем привязывать новую шкалу к старым оценкам? Ведь вся суть идеи пропадает – все фактически будут оценивать по-старому. 4. Единый госэкзамен (ЕГЭ). Какой смысл имеет введение ЕГЭ с точки зрения повышения качества образования? Привести всех к некоему единому стандарту перед поступлением в вуз? Единые требования, критерии, оценки. Но зачем же приводить к общему знаменателю будущего металлурга и поэта, парикмахера и врача? А вдруг стандарт окажется, мягко говоря, далек от совершенства? Ведь в разночтениях есть свое преимущество — меньше риск ошибки, больше свободы для творчества. И почему дальнейшую судьбу ученика теперь определяют только баллы, полученные на ЕГЭ, а уровень знаний, который он демонстриро5
Стр.5