Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Психогенетика (190,00 руб.)

0   0
Первый авторСубботина Л. Ю.
Авторы Конева Е. В. , Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц98
ID237443
АннотацияУчебное пособие по психогенетике науке, исследующей роль наследственности и среды в формировании человеческой индивидуальности, соответствует общему профессиональному стандарту по специальности «Психология». Содержит основные сведения о методологии и методах исследования в области детерминации индивидуальности (ее структуре, онтогенезе и диагностике), анализ генотипсредовых соотношений в изменчивости интеллекта и других когнитивных функций, движений, психофизиологических признаков. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030301 Психология (дисциплина «Психогенетика», блок ОПД), очной и заочной форм обучения.
ISBN978-5-8397-0714-6
УДК 159.9:575
ББК Ю 92я73
Субботина, Л. Ю. Психогенетика : учеб. пособие / Е. В. Конева; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; Л. Ю. Субботина .— Ярославль : ЯрГУ, 2009 .— 98 с. — ISBN 978-5-8397-0714-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/237443 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Конева Психогенетика Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2009 УДК 159.9:575 ББК Ю 92я73 С 89 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> План 2009 года Рецензенты: Крупенникова И. В., канд. психол. наук, научный сотрудник научноисследовательской лаборатории специального (коррекционного) образования ГУ "Центр помощи детям" Ярославской обл., кафедра социальной психологии филиала НОУВПО "Московский психолого-социальный институт" С 89 Субботина, Л. Ю. Психогенетика: / Л. Ю. Субботина, Е. В. Конева; Яросл. учеб. пособие гос. ун-т им. <...> ISBN 978-5-8397-0714-6 Учебное пособие по психогенетике – науке, исследующей роль наследственности и среды в формировании человеческой индивидуальности, – соответствует общему профессиональному стандарту по специальности «Психология». <...> Содержит основные сведения о методологии и методах исследования в области детерминации индивидуальности (ее структуре, онтогенезе и диагностике); анализ генотип-средовых соотношений в изменчивости интеллекта и других когнитивных функций, движений, психофизиологических признаков. <...> Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030301 Психология (дисциплина «Психогенетика», блок ОПД), очной и заочной форм обучения. <...> Предмет психогенетики, ее задачи и методологические принципы Современных ученых не затруднит объяснить, почему у кареглазой мамы рождается кареглазая дочь или почему у родителей маленького роста малорослые дети. <...> Социальные условия жизни не устраняют генетическую разнокачественность людей. <...> Объединение интересов этих двух наук привело к возникновению пограничной дисциплины – психогенетики. <...> Психогенетика в англоязычном варианте имеет название behavioral genetics – генетика поведения. <...> 3 Психогенетика – пограничная с генетикой область психологии, изучающая особенности психики, обусловленные <...>
Психогенетика_Учебное_пособие.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Психогенетика_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Л. Ю. Субботина Е. В. Конева Психогенетика Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2009
Стр.1
УДК 159.9:575 ББК Ю 92я73 С 89 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009 года Рецензенты: Крупенникова И. В., канд. психол. наук, научный сотрудник научноисследовательской лаборатории специального (коррекционного) образования ГУ "Центр помощи детям" Ярославской обл., кафедра социальной психологии филиала НОУВПО "Московский психолого-социальный институт" С 89 Субботина, Л. Ю. Психогенетика: / Л. Ю. Субботина, Е. В. Конева; Яросл. учеб. пособие гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2009. – 96 с. ISBN 978-5-8397-0714-6 Учебное пособие по психогенетике – науке, исследующей роль наследственности и среды в формировании человеческой индивидуальности, – соответствует общему профессиональному стандарту по специальности «Психология». Содержит основные сведения о методологии и методах исследования в области детерминации индивидуальности (ее структуре, онтогенезе и диагностике); анализ генотип-средовых соотношений в изменчивости интеллекта и других когнитивных функций, движений, психофизиологических признаков. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030301 Психология (дисциплина «Психогенетика», блок ОПД), очной и заочной форм обучения. УДК 159.9:575 ББК Ю 92я73 ISBN 978-5-8397-0714-6 © Ярославский 2 государственный университет им. П. Г. Демидова, 2009
Стр.2
§ 1. Предмет психогенетики, ее задачи и методологические принципы Современных ученых не затруднит объяснить, почему у кареглазой мамы рождается кареглазая дочь или почему у родителей маленького роста малорослые дети. Существуют четкие механизмы наследственности, объясняющие особенности наследования потомством анатомо-физических и физиологических признаков родителей. Гораздо сложнее обстоит дело с объяснением причин того или иного характера, тех или иных способностей и особенностей высших психических функций. Однако именно этот вопрос актуален для человечества на протяжении многих сотен лет. Природа человека, его происхождение и деятельность, целостные характеристики как биологического и в то же время социального существа остаются в центре внимания ученых разных специальностей. Социальные условия жизни не устраняют генетическую разнокачественность людей. Накопленный к настоящему времени большой фактический материал свидетельствует о том, что нет таких нервно-психических и поведенческих свойств, определяющих индивидуальные и личностные качества человека, которые не были бы подвержены межличностной генетической вариации. Мышление, пространственное восприятие, вычислительные, речевые, музыкальные и математические способности, темперамент и уровень эмоциональности зависят в той или иной степени от генетической компоненты общей изменчивости. Это относится и к таким психофизическим свойствам человека, как сила, чувствительность и лабильность нервной системы, психодинамические параметры. Все это порождает много вопросов о механизмах и закономерностях взаимосвязи и взаимообусловленности наследственности и сознательной деятельности. На современном уровне развития науки разрешение этих вопросов требует совместных усилий специалистов в области психологии и генетики. Объединение интересов этих двух наук привело к возникновению пограничной дисциплины – психогенетики. Психогенетика в англоязычном варианте имеет название behavioral genetics – генетика поведения. 3
Стр.3
Психогенетика – пограничная с генетикой область психологии, изучающая особенности психики, обусловленные генотипом, а также роль среды и наследственности в формировании индивидуальности и личности. Психогенетика исследует проблемы взаимодействия генов и среды в формировании нормальных и патологических признаков человека. Соответственно предметом психогенетики являются индивидуальные психологические особенности человека и детерминанты их формирования. К настоящему времени в психогенетике накоплен обширный фактический материал о влиянии генотипа на развитие функций. Психогенетические исследования охватывают очень широкий диапазон признаков: от элементарных до сложных. Большинство работ в психогенетике посвящено исследованию межиндивидуальной вариативности высших психических функций, главным образом интеллекта. Выявлена определенная пропорциональность между степенью родства, т. е. количеством общих генов, и сходством по многим тестам интеллекта. Этим многие ученые обосновывают наследственность интеллектуальных возможностей. Исходя из понимания предмета психогенетики определяются и ее основные задачи. В общей проблематике, относящейся к изучению человека, особо стоит проблема, которую можно обозначить как соотношение биологического и социального в развитии человека. Этот вопрос, поставленный еще античными философами и естествоиспытателями, не нашел ответа до сих пор. Он имеет много взаимосвязанных аспектов. Один из них является центральной задачей психогенетики – взаимоотношение наследственности и среды в онтогенетическом развитии человека. Важнейшим вопросом является происхождение и развитие психики. Одной из основных задач психогенетики является изучение факторов, влияющих на наследственность. Более частными задачами являются: природа задатков; природа и происхождение способностей; природа интеллекта; врожденное и приобретенное в развитии личности. В решении указанных и многих других конкретных задач психогенетика связана с иными областями знания. Очевидно, что 4
Стр.4
разработка научных идей в психогенетике должна опираться на общеметодологические принципы: детерминизма, системности, генезиса, интегральности психики. С этой точки зрения психогенетика опирается в своих исследованиях на методологию, историю науки, философию. Опосредующим звеном между генотипом и психологическими особенностями являются физиологические особенности человека, поэтому, кроме генетики и психологии, психогенетика решает проблемы на стыке с физиологией, биологией, анатомией. Изучение индивидуальных различий обусловливает связь с дифференциальной психофизиологией. Решение вопроса о связи биологического и психического диктует необходимость учета новейших разработок возрастной, дифференциальной психологии и интегративной психологии. Учитывая специфику объекта и предмета исследования, психогенетика в большей степени, чем другие направления психологии, вынуждена использовать математические методы, что определяет ее взаимосвязь с математикой. В общей системе наук психогенетика абсолютно соответствует современной тенденции синтезированного развития и разработки проблем на стыке различных научных направлений. § 2. Социальное и биологическое в психическом развитии человека Проблема соотношения социальных и биологических влияний на процесс развития человека относится к фундаментальным проблемам онтогенеза и представляет интерес не только для психологической науки. Первоначально вопрос о детерминации развития человека был поставлен в философии. Для его возникновения есть основания. С одной стороны, многие характерные для человека физиологические процессы (дыхание, питание, размножение и др.) ставят его в один ряд с другими представителями мира животных и являются биологическими (природными, врожденными). С другой стороны, речь, характер деятельности, сложные общественные процессы, абстрактное мышление принципиально отличают человека от всех остальных живых существ. 5
Стр.5