Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Образы лидеров Третьего рейха в советской политической карикатуре 1930- 1940-х годов (190,00 руб.)

0   0
Первый авторЕрин М. Е.
АвторыЯросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц86
ID237378
Аннотация"В учебном пособии подробно рассматривается творчество художников-карикатуристов, деятельность которых была направлена на разоблачение тех политиков, которые подготовили и развязали Вторую мировую войну. Исследуется карикатура как исторический источник, который раскрывает агрессивный характер внешней политики и захватнические планы нацистской Германии. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030401 История (дисциплина ""Национал-социалистическая диктатура в Германии 1933-1945 гг."", блок ДС), очной формы обучения. "
ISBN978-5-8397-0656-9
УДК 930(092)
ББК Т3(4Гем)62я73+Щ156.4я73
Ерин, М. Е. Образы лидеров Третьего рейха в советской политической карикатуре 1930- 1940-х годов : учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова; М. Е. Ерин .— Ярославль : ЯрГУ, 2009 .— 86 с. — ISBN 978-5-8397-0656-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/237378 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ерин Образы лидеров Третьего рейха в советской политической карикатуре 1930 – 1940-х годов Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности История Ярославль 2009 УДК 930(092) ББК Т3(4Гем)62я73+Щ156.4я73 Е 71 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> К. Д. Ушинского; кафедра гуманитарных дисциплин МАБиНТ Ерин, М.Е. Образы лидеров Третьего рейха в советской поЕ 71 литической карикатуре 1930 – 1940-х годов: учеб. пособие / М. Е. Ерин; Яросл. гос. ун-т им. <...> ISBN 978-5-8397-0656-9 В учебном пособии подробно рассматривается творчество художников-карикатуристов, деятельность которых была направлена на разоблачение тех политиков, которые подготовили и развязали Вторую мировую войну. <...> Исследуется карикатура как исторический источник, который раскрывает агрессивный характер внешней политики и захватнические планы нацистской Германии. <...> В оформлении обложки использован плакат Кукрыниксов "Клещи в клещи" (1941). <...> П. Г. Демидова, 2009 2 Введение Известно, что давно и прочно вошедшее в русский язык слово "карикатура" происходит от итальянского "caricare", что означает "нагружать", "усугублять", "преувеличивать". <...> Термин "карикатура" на всех языках имеет определённое значение. <...> В карикатуре, составляющей специфическую область проявления комического в изобразительном искусстве, сатира и юмор служат для критики, разоблачения, осмеяния каких-либо социальных, общественно-политических, бытовых явлений. <...> Искусство карикатуры многосложно: мы называем карикатурой и злую политическую сатиру, и дружеский шарж на известное читателю лицо, и бытовой анекдот. <...> Едкий, злой сарказм может чувствительно задеть самолюбие человека, вывести из равновесия, сыграть роль сатирического зеркала. <...> Именно эти сильные стороны смешного и используют в своём творчестве художники-карикатуристы. <...> Как никто сам себе не рассказывает шуток, так и карикатурист нуждается в публике <...>
Образы_лидеров_Третьего_рейха_в_советской_политической_карикатуре_1930-_1940-х_годов_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова М. Е. Ерин Образы лидеров Третьего рейха в советской политической карикатуре 1930 – 1940-х годов Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности История Ярославль 2009
Стр.1
УДК 930(092) ББК Т3(4Гем)62я73+Щ156.4я73 Е 71 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009 года Рецензенты: А. С. Ходнев, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории ЯГПУ им. К. Д. Ушинского; кафедра гуманитарных дисциплин МАБиНТ Ерин, М.Е. Образы лидеров Третьего рейха в советской поЕ 71 литической карикатуре 1930 – 1940-х годов: учеб. пособие / М. Е. Ерин; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2009. – 84 с. ISBN 978-5-8397-0656-9 В учебном пособии подробно рассматривается творчество художников-карикатуристов, деятельность которых была направлена на разоблачение тех политиков, которые подготовили и развязали Вторую мировую войну. Исследуется карикатура как исторический источник, который раскрывает агрессивный характер внешней политики и захватнические планы нацистской Германии. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030401 История (дисциплина "Национал-социалистическая диктатура в Германии 1933–1945 гг.", блок ДС), очной формы обучения. В оформлении обложки использован плакат Кукрыниксов "Клещи в клещи" (1941). УДК 930(092) ББК Т3(4Гем)62я73+Щ156.4я73 ISBN 978-5-8397-0656-9 © Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2009 2
Стр.2
Введение Известно, что давно и прочно вошедшее в русский язык слово "карикатура" происходит от итальянского "caricare", что означает "нагружать", "усугублять", "преувеличивать". Термин "карикатура" на всех языках имеет определённое значение. Это особый вид искусства, цель которого высмеять, представить в смешном виде. В карикатуре, составляющей специфическую область проявления комического в изобразительном искусстве, сатира и юмор служат для критики, разоблачения, осмеяния каких-либо социальных, общественно-политических, бытовых явлений. В широком смысле слова под карикатурой понимают всякое комическое изображение, где сознательно создаётся комический эффект, соединяется реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей [17; 426–428]. Искусство карикатуры многосложно: мы называем карикатурой и злую политическую сатиру, и дружеский шарж на известное читателю лицо, и бытовой анекдот. Люди давно заметили, что смех оказывает глубокое и сильное воздействие на психику человека, его настроение, душевное состояние, отношение к происходящему. В должный момент сказанное меткое насмешливое слово способно заставить человека задуматься над своим поведением, увидеть в новом свете свои поступки. Умная шутка часто оказывается убедительнее пространных, правильных, но скучных наставлений. Едкий, злой сарказм может чувствительно задеть самолюбие человека, вывести из равновесия, сыграть роль сатирического зеркала. Смех может, с одной стороны, развеселить человека, развлечь его, приободрить, придать уверенность в себе. С другой стороны, смех помогает бороться с отрицательными явлениями в общественной жизни, бичуя их, выставляя на всеобщее посмешище. Именно эти сильные стороны смешного и используют в своём творчестве художники-карикатуристы. При этом художники, обладающие умением зорко подмечать и метко передавать смешные чёрточки в облике и поведении людей, прибега3
Стр.3
ли и прибегают к большей выразительности, к нарочитому преувеличению отдельных примет. Итак, карикатуру можно охарактеризовать несколькими признаками. Первой отличительной особенностью является техника уплотнения в изобразительных средствах. Ее целью является уменьшение индивидуальных средств при изображении. Конечно, при этом преувеличиваются отдельные черты (пропорции и характерные особенности). Целью является "узнаваемое сходство в искаженном изображении". Наряду с этим важную роль играет взаимодействие текста и изображения. Вторым признаком карикатуры является направленность, ее тенденциозность. Карикатуры являются односторонними и партийными. Эта тенденциозность позволяет разделить карикатуры на четыре формы: враждебную, циническую, обнажающую и скептическую карикатуру. В основе враждебно-агрессивной карикатуры лежит попытка разоблачить другое лицо, показать его истинную сущность и дискредитировать его. Естественная внешность с целью агрессии устраняется и заменяется искажением физиогномических черт и личных поз и жестов. "Делая врага маленьким, низким, презренным, комичным, мы косвенным образом вызываем наслаждение от его преодоления, которое третий, не прилагавший усилий, подтверждает своим смехом" [31; 1]. Третий признак карикатуры является результатом взаимодействия техники и тенденциозности. Они являются источником удовольствия, вызванного "экономией усилий для представления". Это уплотнение и сокращение вызывает "экономию". Смех имеет "разрушительную силу". Он выражает пренебрежение к власть имущим, выдающимся людям и святым. Разрушительный смех, направленный против суверена, является актом освобождения – даже если и на одно мгновение. Таким образом тенденциозное становится источником удовольствия. Четвертым признаком карикатуры является ее социальный характер, направленный на публику. Для каждой карикатуры нужно, по крайней мере, три человека. Карикатурист, человек, изображенный на карикатуре, и зритель. Как никто сам себе не рассказывает шуток, так и карикатурист нуждается в публике. Он хочет не только задеть изображенного на карикатуре, сделав его 4
Стр.4
мишенью насмешки, но и ощутить одобрение своей критики другими. Поэтому для карикатур в высокой степени характерны потребность в одобрении и поиск круга симпатизирующих лиц. Эта характеристика карикатуры является предпосылкой для описания ее значения как источника. 1. Карикатуры являются относительно быстрой реакцией на события и процессы. Рисующие их должны отвечать требованию актуальности и поэтому постоянно находятся под давлением времени. В этом отношении карикатуры соответствуют важному критерию исторических источников: временной близости к сообщаемым событиям. Они создаются одновременно или непосредственно после событий и процессов, к которым они относятся. В этом смысле карикатуры по определению являются источниками. Они являются не только средством информации, но одновременно и предметом события. Карикатура "в момент ее опубликования действительно участвовала в событиях и таким образом относится к истории как происходящему, а не к истории как изображенному прошлому" [31; 1]. 2. Карикатуры являются отражением общественнополитической жизни. Они указывают на противоречащие друг другу и спорные интересы современности. В этом отношении карикатуры всегда являются политическими. Поэтому понятие "политический" не подходит для выделения особой группы карикатур. Их предметом является все, что представляет интерес для общества. Это может быть политика (правительства), но также наука, техника, церковь и культура. Карикатуры в меньшей степени свидетельствуют о событиях и процессах, напротив, они комментируют и критикуют их. Тем самым они фокусируются не столько на событиях, сколько на мнениях. В качестве современного мнения и критики событий они являются частью самих этих событий. 3. Карикатура является понятийно уплотненным событием; она дает понятие о событиях. Она «помогает нам обходиться с абстракциями, как будто бы они были осязаемой действительностью. Карикатура делает видимыми абстрактные представления, персонифицируя социальные группы, наглядно представляя процессы или приписывая кому-либо характерные черты животного. 5
Стр.5