МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский государственный лингвистический университет»
Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал)
Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности
Витязева Елена Александровна
ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ2-5-91
Направление подготовки: 37.04.02 Конфликтология
Направленность (профиль): Прикладная конфликтология
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры
психологии и безопасности жизнедеятельности, Ушева Татьяна Федоровна
____________ «___» ______________ 20__ г.
(подпись)
Заведующий кафедрой:
кандидат биологических наук, доцент, Гречман Людмила Николаевна
____________ «___» ______________ 20__ г.
(подпись)
Заведующий выпускающей кафедрой психологии и безопасности
жизнедеятельности
кандидат биологических наук, доцент, Гречман Людмила Николаевна
____________ «___» ______________ 20__ г.
(подпись)
Иркутск 2016
Стр.1
2
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ......................................... 7
1.1. Характеристика конфликтов в младшем школьном возрасте ............... 7
1.2. Конфликтологическая компетенция младших школьников как основа
бесконфликтного поведения ................................................................................ 13
1.3. Особенности формирования конфликтологической компетенции
младших школьников в учебной и внеучебной деятельности ......................... 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ .................................................................................................. 24
2.1. Цели, задачи, методы и организация исследования ................................... 24
2.2. Анализ результатов проведенного исследования ....................................... 29
2.3. Программа формирования конфликтологической компетенции младших
школьников «Радуга» ........................................................................................... 35
Заключение ........................................................................................................... 69
Библиографический список .............................................................................. 72
Приложения .......................................................................................................... 78
Стр.2
3
ВВЕДЕНИЕ
В младшем школьном возрасте происходит смена образа и стиля жизни:
новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый
вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не
только новые знания и умения, но и определенный социальный статус.
Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются
интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.
Роль конфликтов в младшем школьном возрасте достаточно велика.
Как и в любом другом возрасте, конфликты носят как позитивный, так и
негативный варианты исхода. Многие учащиеся младших классов
испытывают затруднения в контактах со сверстниками и переживают свое
одиночество болезненно. Любые трудности в социальной сфере приводят к
нарушению деятельности, отношений, порождают негативные эмоции и
переживания, вызывают чувство дискомфорта.
Межличностные, межличностно-групповые и межгрупповые
конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности
школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих
конфликтующих, так и на весь класс, в классе, где сложился
неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают
программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к
проявлению жестокости в отношении своих противников и т.д.
Опыт работы с младшими школьниками показывает, что большинство
из них не способны к адекватному поведению в конфликтной ситуации,
демонстрируют однообразные стратегии поведения в конфликте, не
согласованные с условиями конфликтного взаимодействия. Довольно часто
дети выбирают либо агрессивную линию поведения, либо избегание, вплоть
до отказа ходить в школу. Решение проблемы формирования у ребенка
младшего школьного возраста навыков эффективного поведения в конфликте
становится важной педагогической задачей. В связи с эти не приходится
Стр.3
4
сомневаться в актуальности выбранной темы выпускной квалификационной
работы.
Цель работы – выявить и обосновать условия формирования
конфликтологической компетенции младших школьников.
Объект исследования – процесс формирования конфликтологической
компетенции младших школьников.
Предмет исследования – условия формирования конфликтологической
компетенции через учебную, внеучебную и игровую деятельность.
Гипотеза исследования: формирование
конфликтологической
компетенции детей младшего школьного возраста будет успешным при
следующих условиях:
− использование принципов системности и комплексности в процессе
формирования конфликтологической компетенции через учебную, вне
учебную и игровую деятельность;
− организация
проявления
младшими школьниками
конфликтологической компетенции в практической деятельности;
− индивидуальный и дифференцированный подход к формированию
конфликтологической компетенции младших школьников.
Задачи исследования:
1.
Рассмотреть сущность понятий «компетенция» и
«конфликтологическая компетенция».
2. Изучить особенности конфликтов детей младшего школьного
возраста.
3. Выявить особенности формирования конфликтологической
компетенции младших школьников
4. Выявить и апробировать условия эффективного формирования
конфликтологической компетенции детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: методы теоретического анализа, эмпирические
методы, методика «Беседа о школе» А.Л.Венгера, метод проблемных
ситуаций «Строитель», «Одень куклу», «Мозаика», метод рисуночной
Стр.4
5
фрустрации Розенцвейга, тест школьной тревожности Филлипса, методика
«Капитан корабля» Е.О. Смирновой.
Практической базой исследования выступило Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №55. Общее количество испытуемых составило 30 детей в возрасте 89
лет.
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что в ней
уточнены и обоснованы определения ряда понятий, относящихся к
формированию конфликтологической компетенции младших школьников. В
результате проведенной работы были сформулированы теоретически
значимые выводы и предложения.
Практическая значимость исследования заключается в разработке
комплексной программы формирования конфликтологической компетенции
младших школьников с учетом интеграции различных видов деятельности,
Данная программа может быть использована в работе педагогами начальных
классов, психологами и конфликтологами в образовательных организациях.
Апробация работы. Основные аспекты исследования были
опубликованы в сборнике Всероссийской научно-практическая конференция
«Аспирантские чтения в МГЛУ ЕАЛИ – 2015, а также были представлены в
виде докладов и обсуждались на Неделях науки ИГЛУ и МГЛУ ЕАЛИ (20132014;
2014-2015). Основные результаты исследования отражены в 1
публикации. Общий объем публикаций составляет 1,5 печатных листа.
По структуре магистерская диссертация состоит из введения, двух
глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Во введении формулируются цель и задачи работы, обосновывается
актуальность и научна новизна исследования, определяется объект и предмет
исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость
работы, перечисляются основные методы, использованные при анализе
языкового материала.
Стр.5
6
В первой главе рассматриваются теоретические основы исследования
особенностей формирования конфликтологической компетенции младших
школьников, а именно, характеристика конфликтов в младшем школьном
возрасте, конфликтологическая компетенция младших школьников как
основа бесконфликтного поведения, особенности
конфликтологической компетенции младших школьников в учебной,
внеучебной и игровой деятельности.
Во второй главе представлено эмпирическое исследование
формирования конфликтологической компетенции младших школьников:
цели, задачи, методы и организация исследования, анализ результатов
проведенного исследования, программа формирования конфликтологической
компетенции младших школьников «Радуга»
В заключении подводятся итоги проведенного исследования,
формулируются вытекающие из него основные выводы и намечаются
перспективы дальнейшей разработки выбранной темы.
формирования
Стр.6
7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Характеристика конфликтов в младшем школьном возрасте
В настоящее время младший школьный возраст охватывает период от 6-7
лет до 9-11 лет, в зависимости от того, во сколько ребенок поступил в
начальную школу. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни:
новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый
вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не
только новые знания и умения, но и определенный социальный статус.
Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются
интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.
Этот период характеризуется появлением в самосознании нового чувства
– так называемого «чувства взрослости», что выражается в стремлении быть
и считаться взрослым. Одним из способов проявления чувства взрослости
является протест и неподчинение, негативизм к требованиям взрослого. С
помощью этих средств подросток пытается добиться равного положения по
отношению к взрослым, пытается вырваться из-под их опеки.
Роль конфликтов в младшем школьном возрасте достаточно велика.
Как и в любом другом возрасте, конфликты носят как позитивный, так и
негативный варианты исхода. Многие учащиеся младших классов
испытывают затруднения в контактах со сверстниками и переживают свое
одиночество болезненно. Любые трудности в социальной сфере приводят к
нарушению деятельности, отношений, порождают негативные эмоции и
переживания, вызывают чувство дискомфорта [34].
Конфликты детей обычно изучались в аспекте, связанном с
отклонениями нормативного поведения, нарушающего какие-либо
нравственные и правовые нормы (В.В.Ковалев, В.И.Куфаев, А.Н.Личко,
Стр.7
8
Ю.И.Юричка), а также во взаимосвязи с поведением агрессивного характера
(С.А.Беличева, А.С.Белкин, В.Н.Гуров, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн).
Рассмотрим основные конфликты, характерные для младшего
школьного возраста. В конфликтологии принято классифицировать
конфликты на внутриличностные, межличностные, межгрупповые.
Внутриличностные конфликты младшего школьника обусловлены
социальной ситуацией развития[4]. Чаще всего это противоречия между:
− ожиданиями от учебной деятельности и ее реальными результатами;
− требованиями социума и психологическими особенностями ребенка
(личностная незрелость, гиперактивность и пр.);
− отсутствием учебной мотивации и необходимостью получать высокие
оценки и др.
Межличностные конфликты младшего школьника главным образом
лежат в двух плоскостях: «ученик-педагог» и «ученик-ученик».
В основе конфликтов между младшим школьником и педагогом
находятся следующие противоречия:
− между усвоенным ребенком ранее стилем общения со взрослыми и
стилем педагога;
− между учебной оценкой педагога и самооценкой учебных
достижений школьника;
− между требованиями учителя и желаниями ребенка и пр.
Иллюстрацией могут служить данные опроса педагогов и учащихся,
согласно которым более половины учителей (58%) оценивают свою
стратегию поведения в конфликте с учащимися как сотрудничество, но при
этом только 10 % учащихся, включенных в данные конфликты,
характеризуют поведение педагогов как направленное на сотрудничество.
Наиболее распространенными конфликтами между учащимися
являются противоречия в области коммуникации:
− борьба за лидерство;
− несформированность навыков общения;
Стр.8
9
− конфликты интересов (например, за внимание учителя, за учебную
оценку).
Межгрупповые конфликты в младшем школьном возрасте могут
заключаться в столкновении следующих групп:
− принадлежащих к разным этносам и национальностям;
− относящихся к разным социальным слоям;
− дифференцированных по полу, возрасту, принадлежности к
определенной группе (например, соперничество между учебными
коллективами).
Опыт работы с младшими школьниками показывает, что большинство
из них не способны к адекватному поведению в конфликтной ситуации,
демонстрируют однообразные стратегии поведения в конфликте, не
согласованные с условиями конфликтного взаимодействия. Довольно часто
дети выбирают либо агрессивную линию поведения, либо избегание, вплоть
до отказа ходить в школу.
Таким образом, решение проблемы формирования у ребенка младшего
школьного возраста навыков эффективного поведения в конфликте
становится важной педагогической задачей.
Наиболее распространены в учебной деятельности конфликты между
учеником и учителем. Часто причина конфликта учителя с учащимися не
лежит на поверхности, поэтому остается для педагога непонятной.
Со школьниками младших классов причинами конфликтов (из-за
непринятия учащимися требований учителя) могут быть [4]:
– смысловой барьер, возникающий по поводу того, что ребенок иначе
смотрит на определенные факты (он, например, иначе относится к драке),
или потому, что требование приобретает для учащегося особый смысл
(кажется придиркой, насмешкой); если, например, учитель предъявляет
требование в грубой форме, возникающая у ученика отрицательная эмоция
по поводу формы выражения требования переносится и на его содержание;
Стр.9
10
– требование теряет побудительную силу часто вследствие того, что
оно повторяется учителем слишком часто, по каждому пустяку;
– требование кажется ребенку непосильным или он считает, что для его
выполнения нет условий;
– неправильное мнение ученика о будто бы негативном отношении к
нему учителя, связанное с несколькими необоснованными замечаниями
последнего; это определяет соответствующую негативную установку на то,
что говорит учитель (даже справедливое замечание воспринимается
школьником как придирка; то же требование, исходящее от другого
человека, школьник будет охотно выполнять) [8].
– учитель (даже справедливое замечание воспринимается школьником
как придирка; то же требование, исходящее от другого человека, школьник
будет охотно выполнять) [8].
– неправильное мнение ученика о будто бы негативном отношении к
нему учителя, связанное с несколькими необоснованными замечаниями
последнего; это определяет соответствующую негативную установку на то,
что говорит учитель (даже справедливое замечание воспринимается
школьником как придирка; то же требование, исходящее от другого
человека, школьник будет охотно выполнять) [8].
Но не будем обходить стороной и конфликтные ситуации между
учащимися. В младшей школе распространены конфликты лидерства, в
которых отражается борьба лидеров за первенство в классе.
По наблюдениям психологов, путь к лидерству связан с демонстрацией
безжалостности и жестокости. Детская жестокость – явление общеизвестное.
Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок
гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадности, немотивированной
жестокости, травли себе подобных.
Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефектами
социализации личности [1].
Стр.10