Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

0   0
АвторыВитязева Елена Александровна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц81
ID346261
АннотацияЦель представленной магистерской диссертации – выявить и обосновать условия формирования конфликтологической компетенции младших школьников.
ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / Е.А. Витязева .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2016 .— 81 с. — URL: https://rucont.ru/efd/346261 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал) Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности Витязева Елена Александровна ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ2-5-91 Направление подготовки: 37.04.02 Конфликтология Направленность (профиль): Прикладная конфликтология Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности, Ушева Татьяна Федоровна ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий кафедрой: кандидат биологических наук, доцент, Гречман Людмила Николаевна ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий выпускающей кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности кандидат биологических наук, доцент, Гречман Людмила Николаевна ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Иркутск 2016 2 Оглавление ВВЕДЕНИЕ . <...> Характеристика конфликтов в младшем школьном возрасте . <...> Конфликтологическая компетенция младших школьников как основа бесконфликтного поведения . <...> Программа формирования конфликтологической компетенции младших школьников «Радуга» . <...> Роль конфликтов в младшем школьном возрасте достаточно велика. <...> Как и в любом другом возрасте, конфликты носят как позитивный, так и негативный варианты исхода. <...> Довольно часто дети выбирают либо агрессивную линию поведения, либо избегание, вплоть до отказа ходить в школу. <...> Решение проблемы формирования у ребенка младшего школьного возраста навыков эффективного поведения в конфликте становится важной педагогической задачей. <...> Гипотеза исследования: формирование конфликтологической компетенции детей младшего школьного возраста будет успешным при следующих условиях: − использование <...>
ФОРМИРОВАНИЕ_КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИХ_КОМПЕТЕНЦИЙ_МЛАДШИХ_ШКОЛЬНИКОВ.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
ФОРМИРОВАНИЕ_КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИХ_КОМПЕТЕНЦИЙ_МЛАДШИХ_ШКОЛЬНИКОВ.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал) Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности Витязева Елена Александровна ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ2-5-91 Направление подготовки: 37.04.02 Конфликтология Направленность (профиль): Прикладная конфликтология Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности, Ушева Татьяна Федоровна ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий кафедрой: кандидат биологических наук, доцент, Гречман Людмила Николаевна ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий выпускающей кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности кандидат биологических наук, доцент, Гречман Людмила Николаевна ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Иркутск 2016
Стр.1
2 Оглавление ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................. 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ......................................... 7 1.1. Характеристика конфликтов в младшем школьном возрасте ............... 7 1.2. Конфликтологическая компетенция младших школьников как основа бесконфликтного поведения ................................................................................ 13 1.3. Особенности формирования конфликтологической компетенции младших школьников в учебной и внеучебной деятельности ......................... 16 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ .................................................................................................. 24 2.1. Цели, задачи, методы и организация исследования ................................... 24 2.2. Анализ результатов проведенного исследования ....................................... 29 2.3. Программа формирования конфликтологической компетенции младших школьников «Радуга» ........................................................................................... 35 Заключение ........................................................................................................... 69 Библиографический список .............................................................................. 72 Приложения .......................................................................................................... 78
Стр.2
3 ВВЕДЕНИЕ В младшем школьном возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни. Роль конфликтов в младшем школьном возрасте достаточно велика. Как и в любом другом возрасте, конфликты носят как позитивный, так и негативный варианты исхода. Многие учащиеся младших классов испытывают затруднения в контактах со сверстниками и переживают свое одиночество болезненно. Любые трудности в социальной сфере приводят к нарушению деятельности, отношений, порождают негативные эмоции и переживания, вызывают чувство дискомфорта. Межличностные, межличностно-групповые и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, в классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников и т.д. Опыт работы с младшими школьниками показывает, что большинство из них не способны к адекватному поведению в конфликтной ситуации, демонстрируют однообразные стратегии поведения в конфликте, не согласованные с условиями конфликтного взаимодействия. Довольно часто дети выбирают либо агрессивную линию поведения, либо избегание, вплоть до отказа ходить в школу. Решение проблемы формирования у ребенка младшего школьного возраста навыков эффективного поведения в конфликте становится важной педагогической задачей. В связи с эти не приходится
Стр.3
4 сомневаться в актуальности выбранной темы выпускной квалификационной работы. Цель работы – выявить и обосновать условия формирования конфликтологической компетенции младших школьников. Объект исследования – процесс формирования конфликтологической компетенции младших школьников. Предмет исследования – условия формирования конфликтологической компетенции через учебную, внеучебную и игровую деятельность. Гипотеза исследования: формирование конфликтологической компетенции детей младшего школьного возраста будет успешным при следующих условиях: − использование принципов системности и комплексности в процессе формирования конфликтологической компетенции через учебную, вне учебную и игровую деятельность; − организация проявления младшими школьниками конфликтологической компетенции в практической деятельности; − индивидуальный и дифференцированный подход к формированию конфликтологической компетенции младших школьников. Задачи исследования: 1. Рассмотреть сущность понятий «компетенция» и «конфликтологическая компетенция». 2. Изучить особенности конфликтов детей младшего школьного возраста. 3. Выявить особенности формирования конфликтологической компетенции младших школьников 4. Выявить и апробировать условия эффективного формирования конфликтологической компетенции детей младшего школьного возраста. Методы исследования: методы теоретического анализа, эмпирические методы, методика «Беседа о школе» А.Л.Венгера, метод проблемных ситуаций «Строитель», «Одень куклу», «Мозаика», метод рисуночной
Стр.4
5 фрустрации Розенцвейга, тест школьной тревожности Филлипса, методика «Капитан корабля» Е.О. Смирновой. Практической базой исследования выступило Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №55. Общее количество испытуемых составило 30 детей в возрасте 89 лет. Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что в ней уточнены и обоснованы определения ряда понятий, относящихся к формированию конфликтологической компетенции младших школьников. В результате проведенной работы были сформулированы теоретически значимые выводы и предложения. Практическая значимость исследования заключается в разработке комплексной программы формирования конфликтологической компетенции младших школьников с учетом интеграции различных видов деятельности, Данная программа может быть использована в работе педагогами начальных классов, психологами и конфликтологами в образовательных организациях. Апробация работы. Основные аспекты исследования были опубликованы в сборнике Всероссийской научно-практическая конференция «Аспирантские чтения в МГЛУ ЕАЛИ – 2015, а также были представлены в виде докладов и обсуждались на Неделях науки ИГЛУ и МГЛУ ЕАЛИ (20132014; 2014-2015). Основные результаты исследования отражены в 1 публикации. Общий объем публикаций составляет 1,5 печатных листа. По структуре магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Во введении формулируются цель и задачи работы, обосновывается актуальность и научна новизна исследования, определяется объект и предмет исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость работы, перечисляются основные методы, использованные при анализе языкового материала.
Стр.5
6 В первой главе рассматриваются теоретические основы исследования особенностей формирования конфликтологической компетенции младших школьников, а именно, характеристика конфликтов в младшем школьном возрасте, конфликтологическая компетенция младших школьников как основа бесконфликтного поведения, особенности конфликтологической компетенции младших школьников в учебной, внеучебной и игровой деятельности. Во второй главе представлено эмпирическое исследование формирования конфликтологической компетенции младших школьников: цели, задачи, методы и организация исследования, анализ результатов проведенного исследования, программа формирования конфликтологической компетенции младших школьников «Радуга» В заключении подводятся итоги проведенного исследования, формулируются вытекающие из него основные выводы и намечаются перспективы дальнейшей разработки выбранной темы. формирования
Стр.6
7 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Характеристика конфликтов в младшем школьном возрасте В настоящее время младший школьный возраст охватывает период от 6-7 лет до 9-11 лет, в зависимости от того, во сколько ребенок поступил в начальную школу. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни. Этот период характеризуется появлением в самосознании нового чувства – так называемого «чувства взрослости», что выражается в стремлении быть и считаться взрослым. Одним из способов проявления чувства взрослости является протест и неподчинение, негативизм к требованиям взрослого. С помощью этих средств подросток пытается добиться равного положения по отношению к взрослым, пытается вырваться из-под их опеки. Роль конфликтов в младшем школьном возрасте достаточно велика. Как и в любом другом возрасте, конфликты носят как позитивный, так и негативный варианты исхода. Многие учащиеся младших классов испытывают затруднения в контактах со сверстниками и переживают свое одиночество болезненно. Любые трудности в социальной сфере приводят к нарушению деятельности, отношений, порождают негативные эмоции и переживания, вызывают чувство дискомфорта [34]. Конфликты детей обычно изучались в аспекте, связанном с отклонениями нормативного поведения, нарушающего какие-либо нравственные и правовые нормы (В.В.Ковалев, В.И.Куфаев, А.Н.Личко,
Стр.7
8 Ю.И.Юричка), а также во взаимосвязи с поведением агрессивного характера (С.А.Беличева, А.С.Белкин, В.Н.Гуров, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн). Рассмотрим основные конфликты, характерные для младшего школьного возраста. В конфликтологии принято классифицировать конфликты на внутриличностные, межличностные, межгрупповые. Внутриличностные конфликты младшего школьника обусловлены социальной ситуацией развития[4]. Чаще всего это противоречия между: − ожиданиями от учебной деятельности и ее реальными результатами; − требованиями социума и психологическими особенностями ребенка (личностная незрелость, гиперактивность и пр.); − отсутствием учебной мотивации и необходимостью получать высокие оценки и др. Межличностные конфликты младшего школьника главным образом лежат в двух плоскостях: «ученик-педагог» и «ученик-ученик». В основе конфликтов между младшим школьником и педагогом находятся следующие противоречия: − между усвоенным ребенком ранее стилем общения со взрослыми и стилем педагога; − между учебной оценкой педагога и самооценкой учебных достижений школьника; − между требованиями учителя и желаниями ребенка и пр. Иллюстрацией могут служить данные опроса педагогов и учащихся, согласно которым более половины учителей (58%) оценивают свою стратегию поведения в конфликте с учащимися как сотрудничество, но при этом только 10 % учащихся, включенных в данные конфликты, характеризуют поведение педагогов как направленное на сотрудничество. Наиболее распространенными конфликтами между учащимися являются противоречия в области коммуникации: − борьба за лидерство; − несформированность навыков общения;
Стр.8
9 − конфликты интересов (например, за внимание учителя, за учебную оценку). Межгрупповые конфликты в младшем школьном возрасте могут заключаться в столкновении следующих групп: − принадлежащих к разным этносам и национальностям; − относящихся к разным социальным слоям; − дифференцированных по полу, возрасту, принадлежности к определенной группе (например, соперничество между учебными коллективами). Опыт работы с младшими школьниками показывает, что большинство из них не способны к адекватному поведению в конфликтной ситуации, демонстрируют однообразные стратегии поведения в конфликте, не согласованные с условиями конфликтного взаимодействия. Довольно часто дети выбирают либо агрессивную линию поведения, либо избегание, вплоть до отказа ходить в школу. Таким образом, решение проблемы формирования у ребенка младшего школьного возраста навыков эффективного поведения в конфликте становится важной педагогической задачей. Наиболее распространены в учебной деятельности конфликты между учеником и учителем. Часто причина конфликта учителя с учащимися не лежит на поверхности, поэтому остается для педагога непонятной. Со школьниками младших классов причинами конфликтов (из-за непринятия учащимися требований учителя) могут быть [4]: – смысловой барьер, возникающий по поводу того, что ребенок иначе смотрит на определенные факты (он, например, иначе относится к драке), или потому, что требование приобретает для учащегося особый смысл (кажется придиркой, насмешкой); если, например, учитель предъявляет требование в грубой форме, возникающая у ученика отрицательная эмоция по поводу формы выражения требования переносится и на его содержание;
Стр.9
10 – требование теряет побудительную силу часто вследствие того, что оно повторяется учителем слишком часто, по каждому пустяку; – требование кажется ребенку непосильным или он считает, что для его выполнения нет условий; – неправильное мнение ученика о будто бы негативном отношении к нему учителя, связанное с несколькими необоснованными замечаниями последнего; это определяет соответствующую негативную установку на то, что говорит учитель (даже справедливое замечание воспринимается школьником как придирка; то же требование, исходящее от другого человека, школьник будет охотно выполнять) [8]. – учитель (даже справедливое замечание воспринимается школьником как придирка; то же требование, исходящее от другого человека, школьник будет охотно выполнять) [8]. – неправильное мнение ученика о будто бы негативном отношении к нему учителя, связанное с несколькими необоснованными замечаниями последнего; это определяет соответствующую негативную установку на то, что говорит учитель (даже справедливое замечание воспринимается школьником как придирка; то же требование, исходящее от другого человека, школьник будет охотно выполнять) [8]. Но не будем обходить стороной и конфликтные ситуации между учащимися. В младшей школе распространены конфликты лидерства, в которых отражается борьба лидеров за первенство в классе. По наблюдениям психологов, путь к лидерству связан с демонстрацией безжалостности и жестокости. Детская жестокость – явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли себе подобных. Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефектами социализации личности [1].
Стр.10