Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Методика преподавания истории (90,00 руб.)

0   0
Авторы Великанова Е. Н., Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова
ИздательствоЯрГУ
Страниц42
ID237375
АннотацияМетодические указания содержат рекомендации для изучения теоретического и практического материала по методике преподавания истории. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 030401 История (дисциплина «Методика преподавания истории», блок ОПД), очной и очно-заочной форм обучения.
УДК378.02:372.8
ББКЧ 426.31я73
Методика преподавания истории : метод. указания / Е. Н. Великанова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова .— Ярославль : ЯрГУ, 2009 .— 42 с. — URL: https://rucont.ru/efd/237375 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 030401 История (дисциплина «Методика преподавания истории», блок ОПД), очной и очно-заочной форм обучения. <...> Методика обучения истории как педагогическая наука Основные вопросы для изучения: Предмет и задачи, основные факторы обучения истории. <...> Роль и место методики в обучении истории. <...> Определите, что такое метод и что понимается под методикой преподавания истории. <...> Что исследует методика обучения истории, в чем заключается ее цель? <...> Охарактеризуйте основные факторы обучения истории: = цели обучения (какова роль государства в определении целей обучения предмету; как изменялись цели обучения на разных этапах развития Российского государства; современные цели обучения истории); = содержание обучения истории в школе (роль методики в отборе основных фактов важнейших событий и явлений отечественной и всеобщей истории); = методы обучения (возможности методической организации обучения; связь методов обучения с формами обучения и типами уроков); = познавательные возможности учащихся (уровень обусловленности исторических знаний и умений возрастом ученика; дайте определение понятию «способности»); = результаты обучения (их зависимость от целей обучения; измерение результатов обучения в соответствии с несколькими уровнями: исторического образования при изучении темы, раздела, учебного курса; сформированности научного мировоззрения; развития познавательных возможностей учащихся; воспитания учащихся в процессе обучения истории). <...> Значение методики, ее связь с другими науками (назвать их и указать как методика и другие науки, в том числе история, могут быть связаны между собой). <...> Вяземский, Е. Е. Историческое образование в современной России: справочно-методическое пособие для учителей / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. <...> Наумов, О. Н. Специальные исторические дисциплины в современной России / О. Н. Наумов // Преподавание истории в школе1 . <...> Появление в России <...>
Методика_преподавания_истории_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Кафедра всеобщей истории Методика преподавания истории Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности История Ярославль 2009 1
Стр.1
УДК 378.02:372.8 ББК Ч 426.31я73 М 54 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2009 года Рецензент кафедра всеобщей истории Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова Составитель Е. Н. Великанова Методика преподавания истории: метод. указания М 54 / сост. Е. Н. Великанова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2009. – 40 с. Методические указания содержат рекомендации для изучения теоретического и практического материала по методике преподавания истории. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 030401 История (дисциплина «Методика преподавания истории», блок ОПД), очной и очно-заочной форм обучения. УДК 378.02:372.8 ББК Ч 426.31я73 ©© Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 2009 2
Стр.2
Тема 1. Методика обучения истории как педагогическая наука Основные вопросы для изучения: Предмет и задачи, основные факторы обучения истории. Роль и место методики в обучении истории. Связь методики с другими науками. Современные методы педагогического исследования. Определите, что такое метод и что понимается под методикой преподавания истории. Что исследует методика обучения истории, в чем заключается ее цель? Отметьте, что является предметом и объектом методики? От чего зависит эффективность процесса обучения истории? Охарактеризуйте основные факторы обучения истории: = цели обучения (какова роль государства в определении целей обучения предмету; как изменялись цели обучения на разных этапах развития Российского государства; современные цели обучения истории); = содержание обучения истории в школе (роль методики в отборе основных фактов важнейших событий и явлений отечественной и всеобщей истории); = методы обучения (возможности методической организации обучения; связь методов обучения с формами обучения и типами уроков); = познавательные возможности учащихся (уровень обусловленности исторических знаний и умений возрастом ученика; дайте определение понятию «способности»); = результаты обучения (их зависимость от целей обучения; измерение результатов обучения в соответствии с несколькими уровнями: исторического образования при изучении темы, раздела, учебного курса; сформированности научного мировоззрения; развития познавательных возможностей учащихся; воспитания учащихся в процессе обучения истории). Дайте определение понятия «качество обучения». Значение методики, ее связь с другими науками (назвать их и указать как методика и другие науки, в том числе история, могут быть связаны между собой). 3
Стр.3
Раскройте методы педагогического исследования: педагогическое наблюдение и формирующий эксперимент. Метод беседы и интервью. Метод тестирования. Метод анкетирования. Метод рейтинга. Метод обобщения независимых характеристик. Литература 1. Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в школе / М. Т. Студеникин. – М., 2000. 2. Вяземский, Е. Е. Теория и методика преподавания истории / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – М., 2003. 3. Вяземский, Е. Е. Историческое образование в современной России: справочно-методическое пособие для учителей / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – М., 2002. 4. Шоган, В. В. Методика преподавания истории в школе / В. В. Шоган. – Ростов н/Д., 2007. 5. Наумов, О. Н. Специальные исторические дисциплины в современной России / О. Н. Наумов // Преподавание истории в школе1 . – 2008. – № 5. – С. 38–45. Тема 2. Становление и развитие методики обучения истории Основные вопросы для изучения: Становление и развитие обучения истории в XVII–XVIII вв. Историческое образование в XIX в. Методика обучения истории в начале ХХ в. Школьное историческое образование в России в ХХ в. Структура современного исторического образования. Появление в России первых сборников, содержащих исторические сведения. «Азбуковник». «Синопсис». Начало преподавания истории (московская гимназия пастора Глюка и школа Феофана Прокоповича, академическая гимназия в Петербурге). Методы изучения истории. «Введение в генеральную историю Гильома Кураса». Принципы изложения событий в учебниках по истории XVIII в. Изучение хронологии, нумизматики, мифологии. Место истории 1 Далее: ПИШ. 4
Стр.4
среди учебных дисциплин. Практика преподавания истории в Смольном институте. Роль исторических трудов В. Н. Татищева и М. В. Ломоносова для развития познавательного интереса к истории. Издание учебной литературы по истории в конце XVIII в. Учреждение учительской семинарии в Петербурге. Реформа 1786 г. по созданию народных училищ. Деятельность Ф. И. Янкович: методические приемы изучения истории. Появление исторических карт. Учебник «Всемирная история для обучения юношества» И. М. Шрекка. Начало практики отдельного преподавания двух курсов истории (отечественной и всеобщей). Исторические концепции XIX в. и преподавание истории. Учебники по истории древнего мира и средних веков С. Смарагдова и И. Кайданова. Методика преподавания А. Язвинского. Рифмическая обобщительная методика фон Шуберта. Группирующий (тематический) метод Бидермана. Приемы обучения истории в сер. XIX в. «Учебная книга русской истории» С. М. Соловьева. Подход Д. И. Иловайского к обучению истории: репетиционный метод. Реальный метод М. М. Стасюлевича и изучение документальных источников. Первая русская методика обучения истории Я. Г. Гуревича: отбор исторических фактов и событий, приоритетное изучение русской истории. «Методика истории» немецкого педагога Г. Дистервега. «Методика истории по Кригеру» И. Виноградова и А. Никольского и новые методы обучения истории (биографический, коллективнокатегорический, хрестоматический, прогрессивный и регрессивный методы). «Школьный метод и его отношение к учебному предмету истории» С. Ламовицкого. Приемы активизации познания. Методическая деятельность Н. И. Кареева. Его «Заметки о преподавании истории в средней школе» (1900 г.). Цели и методы обучения истории в начале ХХ в. Краеведческий материал на уроках истории. Применение в процессе обучения метода вопросов и ответов. Роль Н. А. Рожкова и М. Н. Покровского в развитии реального метода обучения истории. Метод документации Я. С. Кулжинского и вопрос о значении учебника и хрестоматии. Критика метода Н. А. Рожковым и М. Н. Покровским. Достоинства и недостатки лабораторного метода. А. Ф. Гартвиг и метод драматизации. Совершенствование 5
Стр.5