Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вопросы литературы  / №1 2012

«Уайльдовский парадокс» Гейне (66,00 руб.)

0   0
АвторыЖЕРЕБИН А.
Страниц8
ID237330
Аннотация.
«Уайльдовский парадокс» Гейне / А. ЖЕРЕБИН // Вопросы литературы .— 2012 .— №1 .— URL: https://rucont.ru/efd/237330 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Алексей ЖЕРЕБИН «УАЙЛЬДОВСКИЙ ПАРАДОКС» ГЕЙНЕ Поэт поздней, пресыщенной своим собственным богат ством художественной эпохи, Гейне вступает в литературу под знаком эпигонства. <...> «Проклятие эпигонства» — самая распространенная жалоба в немецкой поэзии 1820х годов. <...> Но у Гейне эпигонство, осознанное как историческая необ ходимость и художественно осмысленное, становится бла годаря этому осмыслению фактом большой современной литературы. <...> Его излюбленный и особенно эффектный при ем — ироническая стилизация, по выражению В. <...> 2 201 него” слова, всякий творческий замысел, всякая мысль, чувство, переживание должны преломляться сквозь сре ду чужого слова, чужого стиля, чужой манеры, с которы ми нельзя непосредственно слиться без оговорки, без дистанции, без преломления»3 . <...> Именно так это происхо дит у Гейне и в немецкой литературе его времени. <...> По признаку сознательной и подчеркнутой «литера творчество Гейне включено в ряд типологиче ски сходных художественных явлений, реализующих «эллинистическую» парадигму. <...> Такова, с одной стороны, риторическая традиция позднего классицизма, о влиянии которой на Гейне писал Фр. <...> Зенгле5 турности»4 , с другой — рафини рованная эстетическая культура конца XIX века, эпохи fin de sifcle, когда «литературность» получает новое зна чение в контексте идей эстетизма6 . <...> Эмпирическая действительность нередко представляет ся художникам «конца века» если не отвратительно по шлой, то, во всяком случае, невыразительной и неинтерес ной, лишенной смысла и от этого как бы несуществующей— до тех пор, пока не наступит ее преображение в зеркалах ис кусства, пока она не пройдет через призму художественного сознания. <...> Уже Бодлер (младший современник Гейне) пере оценивал руссоистскую антитезу природы и искусства и на стаивал на превосходстве последнего, поскольку только ис кусство, повышая интенсивность переживания жизни, 3 Бахтин М. М. <...> : Художест Термин «литературность <...>