Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вопросы литературы  / №1 2012

Неутешительная метарефлексия. Милан Кундера (66,00 руб.)

0   0
АвторыЗУСЕВА-ОЗКАН В.
Страниц27
ID237320
Аннотация.
Неутешительная метарефлексия. Милан Кундера / В. ЗУСЕВА-ОЗКАН // Вопросы литературы .— 2012 .— №1 .— URL: https://rucont.ru/efd/237320 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Современные имена Вероника ЗУСЕВАОЗКАН НЕУТЕШИТЕЛЬНАЯ МЕТАРЕФЛЕКСИЯ Милан Кундера Авенариус растерянно помолчал, а по том мягко спросил меня: — И как будет называться твой роман? <...> «Бессмертие» Склонность к метарефлексии — существеннейшая черта писательской индивидуальности. <...> Она дает о себе знать уже в ранних опытах, а затем развивается, приводя порой к закономерному итогу — созданию произведения в жанре метаромана. <...> В отличие от приведенных примеров из творчества Жи да и Мердок, предлагаемые к сравнению произведения Ми лана Кундеры — «Невыносимая легкость бытия» и «Бес смертие» — оба принадлежат к жанру метаромана, хотя первое из них как бы колеблется на жанровой границе, а второе представляется идеальным образцом метаромана. <...> Когда Тереза впервые приходит к Томашу, с собой она приносит «Анну Каренину». <...> Как впоследствии пояснит Автор2 , она воспринимала книгу под мышкой как «вход ной билет» в мир Томаша, «опознавательный знак тайно 1 Например, в «Подземельях Ватикана» писатель Жюлиюс де Баральуль рассказывает Лафкадио о задуманном им романе. <...> Тема книги оказывается тесно связанной с темой случайности и необходимости, одной из централь ных в «Невыносимой легкости бытия» (и, добавим, в лю бом метаромане), и с не менее важной темой души и тела. <...> Тереза, до встречи с Томашем всецело погруженная в мир материальнотелесного низа, где отсутствует стыд, в мир «Бобка»4 го братства»3 , защищается от его грубости книгами, «осо бенно романами: она прочитала их уйму— от Филдинга до Томаса Манна». <...> Тереза предстает перед Томашем как подкидыш: «Она лежала на его посте ли, и он стоял над ней в непреодолимом ощущении, что это дитя, которое положили в корзинку и пустили к нему по течению». <...> Именно потому, что «образ подкидыша стал дорог ему, и он часто раздумывал о старых мифах, связанных с ним», Томаш пишет статью об Эдипе: Эдип не знал, что он сожительствует с собственной мате рью, и всетаки <...>