Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Культура детства Ч. 2: Проектирующая среда и основные социокультурные процессы (290,00 руб.)

0   0
Первый авторКлявина
АвторыКлявина И.И.
ИздательствоКемГУКИ
Страниц300
ID237181
АннотацияИсследуется социокультурная среда детства, анализируются проектировочные характеристики основных социокультурных институтов детства: семьи, дошкольного, школьного образования, сети детских внешкольных учреждений и учреждений культуры, средств массовой информации и виртуальной среды, раскрывается специфика основных социокультурных процессов, формирующих культуру детства.
Кем рекомендованоРекомендовано УМО по образованию в области социально-культурной деятельности
Кому рекомендованоПособие адресовано преподавателям, студентам и практическим работникам социально-культурной сферы.
ISBN5-8154-0075-0
ББК77.04я73
Клявина, И.И. Культура детства Ч. 2: Проектирующая среда и основные социокультурные процессы : монография / Клявина И.И.; И.И. Клявина .— Кемерово : КемГУКИ, 2005 .— 300 с. — ISBN 5-8154-0075-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/237181 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Кемеровский государственный университет культуры и искусств И. И. Клявина КУЛЬТУРА ДЕТСТВА Учебное пособие для студентов вузов Часть 2 ПРОЕКТИРУЮЩАЯ СРЕДА И ОСНОВНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ Рекомендовано УМО по образованию в области социально-культурной деятельности в качестве учебного пособия для вузов культуры и искусств Кемерово 2005 1 УДК 374.7 ББК 77.04. <...> я73 К52 Научный редактор: доктор пед. наук, профессор В. В. Туев Рецензенты: доктор пед. наук, профессор Н. Э. Касаткина; кандидат пед. наук М. В. Корнилова Клявина И. И. <...> ISBN 5-8154-0075-0 В учебном пособии исследуется социокультурная среда детства, анализируются проектировочные характеристики основных социокультурных институтов детства: семьи, дошкольного, школьного образования, сети детских внешкольных учреждений и учреждений культуры, средств массовой информации и виртуальной среды, раскрывается специфика основных социокультурных процессов, формирующих культуру детства. <...> я73 ISBN 5-8154-0075-0 2 © И. И. Клявина, 2005 ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемая вниманию читателя работа «Проектирующая среда и основные социокультурные процессы» является второй, завершающей частью учебного пособия «Культура детства» (первая часть «Методологические основы изучения и структурный анализ» вышла в 2004 г.; см. <...> Социокультурная среда как пространство, проектирующее детство (дается содержательная характеристика социокультурной среды детства, описывается эволюция семьи как первичного социокультурного института детства, анализируется инфраструктурная матрица социокультурной среды современного детства, роль средств массовой информации в проектировании детства, делается акцент на виртуальной среде как инновационном компоненте социокультурной среды современного детства и его проектировочных характеристиках); Раздел 2. <...> Во вторую часть учебного пособия «Культура детства» вошли материалы лекций для студентов <...>
Культура_детства_Ч._2_Проектирующая__среда__и__основные__социокультурные_процессы.pdf
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Кемеровский государственный университет культуры и искусств И. И. Клявина КУЛЬТУРА ДЕТСТВА Учебное пособие для студентов вузов Часть 2 ПРОЕКТИРУЮЩАЯ СРЕДА И ОСНОВНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ Рекомендовано УМО по образованию в области социально-культурной деятельности в качестве учебного пособия для вузов культуры и искусств Кемерово 2005 1
Стр.1
УДК 374.7 ББК 77.04.я73 К52 Научный редактор: доктор пед. наук, профессор В. В. Туев Рецензенты: доктор пед. наук, профессор Н. Э. Касаткина; кандидат пед. наук М. В. Корнилова Клявина И. И. К52 Культура детства [Текст]: учеб. пособие: в 2 ч. / И. И. Клявина. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2004 – 2005. – Ч. 2: Проектирующая среда и основные социокультурные процессы. – 300 с. ISBN 5-8154-0075-0 В учебном пособии исследуется социокультурная среда детства, анализируются проектировочные характеристики основных социокультурных институтов детства: семьи, дошкольного, школьного образования, сети детских внешкольных учреждений и учреждений культуры, средств массовой информации и виртуальной среды, раскрывается специфика основных социокультурных процессов, формирующих культуру детства. Пособие адресовано преподавателям, студентам и практическим работникам социально-культурной сферы. УДК 374.7 ББК 77.04.я73 ISBN 5-8154-0075-0 2 © И. И. Клявина, 2005
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………..................... 3 РАЗДЕЛ I. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КАК ПРОСТРАНСТВО, ПРОЕКТИРУЮЩЕЕ ДЕТСТВО Глава 1. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ДЕТСТВА................................................................................ 5 1.1. Понятие социокультурной среды детства и ее сущностные характеристики……………….................................................................................. 6 1.2. Структурность и многоуровневость социокультурной среды детства... 9 1.3. Социально-педагогический и проектирующий аспекты социокультурной среды детства….................................................................................. 12 1.4. Институциональное основание социокультурной среды детства…….. 17 Глава 2. СЕМЬЯ В СИСТЕМЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ДЕТСТВА.. 22 2.1. Семья как объект научного исследования……………………….............. 23 2.2. Историческая эволюция семейных структур………................................ 26 2.3. Семья как первичный социально-культурный институт……..........…… 31 2.4. Проектировочные характеристики семьи в отношении детства….…… 34 Глава 3. УЧРЕЖДЕНЧЕСКАЯ МАТРИЦА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСТВА................................................................ 40 3.1. Образование как особый социально-культурный институт…….........… 40 3.1.1. Дошкольное образование…………............................................... 40 3.1.2. Школьное образование.…………………………............................ 45 297
Стр.297
3.1.3. Дополнительное образование…………………..............……… 50 3.1.4. Реабилитационные учреждения в структуре социокультурной среды детства................................................................................ 54 3.2. Значение учреждений культуры в проектировании детства………....... 56 3.3. Роль рекреационно-профилактических учреждений в проектировании детства………............................................................................................. 65 Глава 4. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕТСТВА................................................... 72 4.1. Средства массовой информации как особый социально-культурный институт детства……................................................................................. 72 4.2. Функции средств массовой информации…………………….................... 80 4.3. Детская аудитория как объект воздействия средств массовой информации………............................................................................................... 83 4.4. Негативные последствия влияния средств массовой информации на проектирование детства….....................................................................… 87 Глава 5. ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ДЕТСТВА......................................... 91 5.1. Структура виртуальной среды детства……..........................................… 91 5.2. Компьютерные игры в структуре виртуальной среды детства……….... 95 5.3. Специфические особенности общения детей в виртуальной среде…. 99 5.4. Последствия глубокого погружения детей в виртуальную среду……... 104 РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ КУЛЬТУРУ ДЕТСТВА Глава 6. КУЛЬТУРА ДЕТСТВА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ 109 6.1. Предпосылки возникновения понятия «культура детства»…….........… 109 6.2. Содержание и сущность культуры детства……...................................… 111 6.3. Культура детства как область социокультурного знания………............. 113 6.4. Культура детства как учебная дисциплина………………........................ 115 Глава 7. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТСТВА........................................................................... 122 7.1. Понятие, сущность и содержание социализации………......................... 122 7.2. Критерии социализированности…………………………........................... 126 298
Стр.298
7.3. Механизмы социализации детей…………............................................... 128 7.4. Дородовые обряды и традиции в системе социализации детей……… 132 7.5. Послеродовые обряды и праздники в системе социализации детей… 135 7.6. Приобщение к труду в системе социализации детей……………........… 141 7.7. Особенности семейной социализации…………………………................ 144 Глава 8. ГЕНДЕРНАЯ (ПОЛОРОЛЕВАЯ) СОЦИАЛИЗАЦИЯ........................ 157 8.1. Сущность гендерной социализации………..........................................… 157 8.2. Исторические аспекты первичной гендерной социализации………….. 162 8.3. Особенности гендерной социализации девочек во вторичных группах........................................................................................................ 168 8.4. Эротически окрашенная межполовая коммуникация как элемент гендерной социализации детей….................................................................. 178 Глава 9. ИНКУЛЬТУРАЦИЯ................................................................................. 186 9.1. Понятие, сущность и содержание инкультурации………………..……… 186 9.2. Особенности процесса инкультурации………................………………… 189 9.3. Традиционные средства инкультурации детей………….......…………… 194 Глава 10. КОММУНИКАЦИЯ............................................................................... 211 10.1. Сущностная характеристика коммуникации…………………...............… 211 10.2. Основные стадии развития совместной деятельности детей……….… 215 10.3. Функции коммуникации……………………………..................................... 217 10.4. Самоорганизованные игры как активная форма коммуникативного взаимодействия детей.............................................................................. 219 10.5. Детские коммуникативные практики…………………............................... 227 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 246 Библиографический список............................................................................. 252 Приложения......................................................................................................... 258 299
Стр.299