НЕМЕЦКИЙ ВЗГЛЯД НА ПЛАТОНОВА И ПЛАТОНОВЕДЕНИЕ1 Научные исследования творчества Андрея Платонова можно условно подразделить на три типа. <...> Читателя не должен вводить в искушение термин «уто пия», вынесенный в название данной книги и многие десяти летия оплодотворявший прочтения произведений Платонова в акцентированном общественнополитическом аспекте, осо 1 Гюнтер Ханс. <...> Мысль Гюнтера глубже, он преодо левает известную односторонность в трактовке Платонова, находя в его амбивалентной утопии / антиутопии черты, кото рые заставляют нас отказаться от общепринятых ярлыков. <...> Анализируя роман «Ювенильное море», Гюнтер указывает на сходство композиции романа с известным каноном «произ водственного романа» 1920—1930х годов (с. <...> Объяснить художественную форму «Ювенильного моря» сравнением с производственным романом вряд ли по лучится, скорее речь может идти о внедрении марксистколе нинской парадигмы в русло этикоонтологической концепции «вещества жизни», ключевой для идеологии Платонова на всем протяжении его творчества. <...> Казалось бы, Платонов также идет по этому пути, рисуя этически совершенные отношения между людьми, связанными «общим делом»; их сообщество выделяется на общем фоне в виде некого «острова» («Чевен гура» или «Котлована»). <...> Гюнтер считает, что платоновский текст высылает человека не «вперед, в будущее», но «к вечному уст ройству мира», в результате чего «каркас жанра утопии посто янно адаптируется к новым ситуациям» (с. <...> Согласимся с Гюнтером, что Платонов перемещает акцент «с утопии на память»; тем самым «утопичность» описанных Платоновым сообществ людей ока зывается под вопросом. <...> Не 456 продуктивность и ограниченность идеи «материального насы щения» была для него совершенно очевидна, равно как и обре ченность любого общественного организма, который будет пытаться паразитировать на живом веществе Мироздания, представленном, например, Землей («Котлован <...>