И порой не так уж просто отличить творческую недоработку, словес 355 ный перебор или художественный просчет от проявлений подлинно графоманских наклонностей. <...> Кроме того, «графомания — это не мания создания формы, а мания навязывания себя другим. <...> Справедливое и важное уточнение Милана Кундеры позволяет говорить о том, что графомания и талант— отнюдь не взаимоисключаю щие понятия. <...> Мифология повседневной жизни»: «В России графомания, писательское недержание — это массовое осложнение от высокой болезни литературы. <...> 2 На рубеже XX—XXI веков особо громкое звучание обретает идея «искренней графомании»2 , превратившая ся из давнего бытового представления в новую концеп цию изящной словесности. <...> Слово «графоман» попадает в названия сетевых изда ний, писательских клубов, книжных магазинов и самих литературных произведений. <...> Ультрамодным сделалось диагностирование графоманских наклонностей у покойных мэтров и успеш 2 Термин А. Михайлова <...> пишет це лую монографию с обоснованием графоманства Бориса Пастернака4 Наконец, к проблеме графомании с совершенно раз ных, но парадоксально сопрягающихся сторон начинают подбираться и сами писатели, среди которых особо следу ет выделить Владимира Сорокина с повестью «Метель» и Всеволода Бенигсена с романом «ВИТЧ», поновому ос мысляющих этот феномен средствами художественной прозы. <...> 3 Магистральная линия сюжета «ВИТЧа» — остроум ное описание вымышленного эксперимента: советских диссидентов отправляют в закрытое спецпоселение При вольск218 — с политической целью: устранить их неже лательное влияние на «народные массы» — и научной це лью: пронаблюдать поведение творческих личностей в искусственной среде. <...> Эта словно бы вскользь обозначенная автором неопре деленность и маркирует псевдотворческую, и в частности графоманскую, «бесописательскую» наклонность персо нажей. <...> Бенигсена все сплошь «деятельные, с именами, в общемто активные <...>