Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635213)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вопросы литературы  / №6 2013

О жанре поэмы «Василий Тёркин». «Попятное» движение от сказки к мифу (66,00 руб.)

0   0
АвторыБЕЗНОСОВ Э.
Страниц14
ID236466
Аннотация.
О жанре поэмы «Василий Тёркин». «Попятное» движение от сказки к мифу / Э. БЕЗНОСОВ // Вопросы литературы .— 2013 .— №6 .— URL: https://rucont.ru/efd/236466 (дата обращения: 09.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Поэтика жанра Эдуард БЕЗНОСОВ О ЖАНРЕ ПОЭМЫ «ВАСИЛИЙ ТЁРКИН» «Попятное» движение от сказки к мифу Известно, какое значение придавал А. Твардовский <...> В статье «Как был написан “Василий Теркин”» он признавался: Жанровое обозначение «Книги про бойца», на котором я остановился, не было результатом стремления просто избе жать обозначения «поэма», «повесть» и т. п. <...> Имело зна чение в этом выборе то особое, знакомое мне с детских лет звучание слова «книга» в устах простого народа, которое как бы предполагает существование книги в единственном экзем пляре. <...> Так или иначе, но слово «книга» в этом народном 229 смысле звучит поособому значительно, как предмет серьез ный, достоверный, безусловный1 . <...> Это признание свидетельствует о том, что подразуме вается некая книга, наделенная сакральными признака ми, книга, восходящая своими корнями к архаическим народным представлениям, запечатленным в народном эпосе, героическом и сказочном. <...> Это соответствовало задаче создания предельно обоб щенного образа солдата, которую ставил перед собой Твардовский: «.жанр моей работы определился для меня как некая летопись не летопись, хроника не хроника, а именно “книга”, живая, подвижная, свободная по форме книга.» (с. <...> Об этом же, то есть о стремлении к пре дельной степени обобщенности, говорит и желание авто ра отделаться от сюжетности: Еще одно признание. <...> Я начал было готовить моего героя к переходу линии фронта и действиям в тылу у противника на Смоленщине. <...> Многое в таком обороте его судьбы могло представляться органичным, естественным и, казалось, давало возможность расширения поля деятельно сти героя, возможность новых описаний и т. д. <...> Глава «Гене рал» в своем первом напечатанном виде посвящена была про щанью Теркина с командиром своей дивизии перед уходом в тыл к врагу. <...> Но вскоре я увидел, что это сводит книгу к какойто частной истории, мельчит ее, ли шает ее той фронтовой «всеобщности» содержания <...>