Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вопросы литературы  / №6 2013

Голгофник versus Варавва. К полемике Чернышевского и Герцена о России (66,00 руб.)

0   0
АвторыКАНТОР В.
Страниц38
ID236453
Аннотация.
Голгофник versus Варавва. К полемике Чернышевского и Герцена о России / В. КАНТОР // Вопросы литературы .— 2013 .— №6 .— URL: https://rucont.ru/efd/236453 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История идей Владимир КАНТОР ГОЛГОФНИК VERSUS ВАРАВВА К полемике Чернышевского и Герцена о России .опять голгофнику оплеванному предпочитают Варавву? <...> «Облако в штанах» В русской культуре стоят рядом две фигуры, которые принято называть революционными мыслителями, предше ственниками большевиков, — Чернышевский и Герцен. <...> Чернышевский же, несмотря на рабо ты, где его позицию разводили с позицией Ткачева, Нечаева и Писарева, все равно в сознании практически всех образо ванных людей остался тем, кто «звал Русь к топору». <...> Забывается, что Герцен уехал сам, продав свои имения и своих крепостных, а уж потом начал бороться с крепостным правом, призывая крестьян к топору. <...> В этом пункте и крылось глу бинное противоречие герценовской позиции. <...> После «Писем из Франции и Италии» и апокалиптической книги «С того берега» Герцена называли «русским Иеремием, плачущим на развалинах июньских баррикад» (Герцен, V, 223—224). <...> Если Герцен получал их идеи под углом зрения Бакунина, объявившего Сатану самым творческим лицом в человеческой истории, то Черны шевский, не надо этого забывать, был сыном саратовско го православного протоиерея, а в молодости семинариста Николеньку даже называли надеждой русской церкви. <...> Часто говорят, что Чернышевский материалистически пересмотрел христианские положения. <...> Чернышевский опирался на принципы, выработанные в Западной Европе, прежде всего на идею важности жизни отдельно взятого индивида, не раз повторяя великую мысль Канта о том, что человек сам себе цель, но отнюдь не средство — какое бы благо ни было обещано впереди. <...> Самое поразительное, что Чернышевского судили и об виняли в революционности как вождя грядущего бунта, аон всеми силами пытался противостоять бунту. <...> В отличие от Чаадаева, славянофилов, Герцена, утвер ждавших: мы пришли позже, а пойдем дальше, восполь зовавшись «последним словом» Западной Европы, Чер нышевский полагал необходимым прежде преодолеть <...>