А.В. Голец
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ И ВОЛЕВАЯ
ПОДГОТОВКА В САМОРЕГУЛЯЦИИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ БОРЦОВ
ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ
Учебное пособие
Иркутск 2013
1
Стр.1
УДК 796.8(075.8)
ББК 75.715я73
Автор: Голец А.В., заслуженный тренер РФ, мастер спорта международного
класса РФ, пятикратный чемпион мира по греко-римской борьбе.
Рецензенты: проректор по общим вопросам и развитию материальной
базы Владимирского государственного университета, заслуженный работник
физической культуры РФ, кандидат педагогических наук, доцент, мастер
спорта СССР по греко-римской борьбе Логинов Л.В.;
Заслуженный работник физической культуры РФ, кандидат исторических
наук, профессор, вице-президент федерации спортивной борьбы Иркутской
области Ширшиков А.Г.
Печатается по решению научно-методического совета ИрГСХА (протокол
№ 2 от 28 октября 2013 г.).
Голец А.В. Тактико-техническая и волевая подготовка в саморегуляции
эмоционального состояния борцов греко-римского стиля: Учебное пособие.
– Иркутск: Изд-во ИГСХА, 2013. – 244 с.
Рассмотрены теоретические и практические аспекты тактикотехнической
и волевой подготовки в саморегуляции эмоциональных состояний
во время спортивных тренировок и соревнований по греко-римской
борьбе. Автор на основе изучения литературных источников и обобщения
собственного опыта тренерской работы с юными борцами излагает свои
взгляды на саморегуляцию эмоциональных состояний борцов.
Предназначено для студентов, преподавателей по физической культуре,
тренеров по спортивным единоборствам, работающим в системе учреждений
дополнительного образования и высших и средних учебных заведениях.
©
Голец А.В., 2013.
© Издательство ИрГСХА, 2013.
2
Стр.2
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Предисловие………………………………………………………………
Введение…………………………………………………………………..
Глава 1. СООТНОШЕНИЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И
ВОЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ САМОРЕГУЛЯЦИИ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ БОРЦОВ……….…
4
6
1.1. Термины и понятия……………………………………………….
1.2. Научные и методические разработки тактико-технической,
волевой подготовке и саморегуляции эмоциональных
состояний борцов…………………………………………………….
1.3. Трудности в работе тренеров и борцов……………………………
ГЛАВА 2. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ…………………
2.1. Основные характеристики тактико-технической подготовки..
2.2. Тактико-технические действия борцов греко-римского стиля
при обучении основным приемам в стойке и партере…………
2.3. Планирование технико-тактической подготовки в грекоримской
борьбе и методика обучения…………………………….
2.4. Основы обучения тактике и техники греко-римской борьбы
от новичка да мастера спорта………………………………………
9
9
17
26
67
68
70
99
4.5. Принципы построения учебно-тренировочного процесса……...
Глава 3. ВОЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА БОРЦА……………………….…
Глава 4. САМОРЕГУДЯЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ
СОСТОЯНИЙ БОРЦА……………………………………….
Глава 5. ИГРЫ В ВОЛЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ И ОВЛАДЕНИИ
НАВЫКАМИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЮНЫХ БОРЦОВ
В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОГО
ЛАГЕРЯ………..……………......
Заключение……………………………………………………………….
Приложение……………………………………….……………….……..
Список рекомендуемой литературы…………………………………….
147
162
164
238
109
115
125
135
3
Стр.3
П Р Е Д И С Л О В И Е
В учебном пособии мастера
спорта международного класса по
греко-римской борьбе Александра
Владимировича Гольца из города
Иркутска на примере грекоримской
борьбы раскрывается
большой арсенал тактикотехнических
действий и волевой подготовки, направленных на освоение методов
и приемов саморегуляции эмоционального состояния. Это очень важно
для борцов во время подготовки к спортивному поединку, в период проведения
схватки и после его завершения, а главные эмоции регулируются борцами
при победах и поражениях. Саморегуляция эмоциональных состояний
борцов является объектом пристального внимания тренеров, судей, зрителей.
К сожалению, эмоциональное состояние борца не может быть оценено в баллах.
Однако, эмоции и их саморегуляция, являются результатом владения
тактикой и техникой борьбы и волевой подготовкой каждого спортсмена.
Автором данного учебного пособия выбрана очень интересная проблема.
На основе изучения литературных источников и обобщения собственного
педагогического опыта в качестве тренера и действующего спортсменаветерана
греко-римской борьбы, им подготовлена нужная и своевременная
книга. Рассматривая главные составляющие компоненты в саморегуляции
эмоциональных состояний борцов, автор выделяет тактико-техническую и
волевую подготовку как базу для освоения методов и приемов саморегуляции
эмоциональных состояний. При этом автор предлагает сосредоточить
внимание тренеров и борцов на использовании методов самовоспитания, самостоятельной
работе каждого борца над собой не только на тренировках и
соревнованиях, но и в свободное время.
Учебное пособие изложено простым и доступным языком, иллюстрировано
рисунками методического и информационного характера из трудов
4
Стр.4
известных борцов и ученых В.М. Игуменова, А.А. Карелина, А.С. Кузнецова,
А.А. Новикова, Ю.А. Шулика и других, а также фотоматериалами Иркутской
школы греко-римской борьбы. Материалы приложения содержат необходимые
в научном и методическом отношении советы и рекомендации по проведению
научных исследований и проведению учебно-тренировочных занятий
с юными борцами. Список рекомендуемой литературы позволяет судить о
компетентности автора в изучаемой проблеме.
Издание данного пособия может быть полезно как для тренеров и
борцов, занимающихся как интернациональными видами спортивной борьбы,
признанными во всем мире: борьбой вольной, греко-римской, самбо,
пляжной борьбой, так и национальными видами борьбы: борьбой куреш,
русской поясной борьбой другими видами борьбы разных народов нашей
многонациональной России. Всем, кого интересуют проблемы эмоционального
состояния, которое необходимо постоянно саморегулировать эта книга
будет интересна.
Хорошо, что в нашем сибирском регионе России готовятся и издаются
подобные книги.
Президент Федерации спортивной борьбы России
Чемпион мира, победитель XXIV Олимпийских игр,
обладатель ―Золотого пояса‖, к.п.н.
М.Г. Мамиашвили
5
Стр.5
Введение
Посвящается сибирским борцам вольного и
греко-римского стиля, прославивших нашу
Родину на международной арене
Спорт как составная часть культурной деятельности общества функционирует
в соответствии с установленными правилами и нормами, которые
налагают определенные ограничения, требующие большой работы над собой
в области физического и духовного совершенствования. Большие возможности
для физического и волевого развития, воспитания и самовоспитания
личности детей и молодежи предоставляют спортивные единоборства, среди
которых набирает еще большую популярность такой древнейших вид, как
греко-римская борьба.
Как показывают отдельные исследования и работы ряда ученых (О.Л.
Артеменко, Х.К. Байрамкулов, Б.А. Гылыжов, В.М. Игуменов, А.А. Карелин,
А.С. Кузнецов, Л.В. Логинов, Н.М. Магомедов, А.С. Мандзяк, А.А. Новиков,
Г.С. Туманян, Ю.А. Шулика, О.Г. Юшков и др.) борьбу можно отнести
к дисциплине, которая объединяет в себе целый ряд характерных направлений
и разновидностей силовых единоборств, в большинстве своем с преобладанием
бросковой техники.
Успешность выступления борцов на соревнованиях требует не только
высокого уровня физической, технической, тактической подготовки и максимального
проявления волевых качеств, лежащих в основе саморегуляции
эмоциональных состояний спортсмена при победах и поражениях. В исследованиях
ряда авторов взаимосвязь физической и волевой подготовки (А.И.
Бабаков, 2012; Г.Д. Горбунов, 1986; Б.А. Вяткин, 1981; А.В. Еганов, 1998;
Н.М. Магомедов, 2012; Л.В. Логинов, 2013; Р.А. Пилоян, 1984; А.Д. Суханов,
2002; А.В. Бобровский, 2005; В.Ф. Сопов, 2005 и др.) указывается на необходимость
саморегуляции эмоциональных состояний борцов в условиях острого
спортивного соперничества. Не умаляя значения высокого уровня физиче6
Стр.6
ской, тактико-технической и волевой подготовки борцов для достижения
победы по современным правилам греко-римской борьбы, многие тренерыпрактики
и ученые на первое место выдвигают психологические факторы,
среди которых саморегуляция эмоциональных состояний занимает ведущее
место для достижении поставленной на соревновании цели.
В подготовке борцов различных специализаций большая часть занятия
уделяется физической, технической, тактической и волевой подготовке
(В.М. Игуменов, 1993; А.В. Литманович, 1987; А.И. Завьялов, и Д.И. Миндиашвили,
1995; А.В. Еганов, 1998; О.А. Сиротин, 1996 и др.), В работах других
авторов (А.П. Шумилин, 2003, А.В. Бобровский, 2005) рассматривается
мотивация спортсмена к соревнованию. В работах (Н.К. Волков, 1976; А.А.
Новиков, 1971) рассматривается эмоциональный компонент и его связь с
проявлением тактики, техники борьбы и физических качеств в подготовке
борцов к соревнованиям.
Саморегуляция эмоциональных состояний и волевая готовность спортсмена
к соревнованию не ограничивается его мотивацией, она тесно связана с
точностью реагирования на тактико-технические действия соперника и ответных
действий. Поэтому подготовка спортсмена к соревнованию должна прежде
всего включать не только комплексную диагностику эмоционального состояния,
но и коррекцию этого состояния с помощью методов и приемов саморегуляции
с целью приведения спортсмена к оптимальному «боевому состоянию».
Однако в специальной литературе, по борьбе, к сожалению не приводится
технологии управления саморегуляцией на основе методики самовоспитания,
за исключением отдельных трудов (А.В. Родионов, 2004; и др.).
Теоретический анализ состояния проблемы тактико-технической и волевой
подготовки борцов в плане направленности на освоение методики саморегуляции
к спортивным поединкам на соревнованиях различного масштаба
и результаты собственных наблюдений за поведением борцов перед
выходом на ковер, во время схватки и по завершению поединка, при наблюдении
за эмоциями борцов после победы или поражения, выявили противо7
Стр.7
речие между теорией и практикой подготовки начинающих и высококвалифицированных
борцов к спортивным поединкам. Слабой разработанностью
методики саморегуляции эмоциональных состояний в теории физического
воспитания и спортивной тренировки борцов является серьезным упущением
в учебно-тренировочном процессе.
Пособие включает пять глав. Первая раскрывает сущность процесса
самовоспитания и саморегуляции эмоциональных состояний борца, этапы
развития научных исследований в этом направлении, отдельные трудности в
работе над собой и своими воспитанниками со стороны тренеров и борцов.
Вторая глава посвящена основам методики тактико-технической подготовки
в спорте и, конкретно, борца греко-римского стиля. Данная глава содержит
иллюстрации приемов греко-римской борьбы. В третьей главе, посвященной
волевой подготовке, рассматриваются методы и методические приемы развития
волевых качеств борца. Четвертая глава рассматривает возможности саморегуляции
эмоциональных состояний борцов, взаимосвязь этого процесса
с тактико-технической и волевой подготовкой и применение саморегуляции в
процессе тренировок и соревнований. Пятая глава освещает особенности
применения игровых методик в освоении методов и приемов саморегуляции
эмоциональных состояний борцов в условиях работы спортивнооздоровительного
лагеря. В приложении пособия приводятся, анкета для тренеров
и преподавателей физического воспитания (прил. 1), отдельные иллюстрации
индивидуальных и парных упражнений физической подготовке борцов
греко-римского стиля (по материалам Ю.А. Шулика (прил. 3.) и фотоматериалы
с соревнований по борьбе с участием борцов Сибири и Иркутской
области (прил. 4). Список рекомендованной литературы включает работы
отечественных ученых и книги выдающихся борцов.
Автор с благодарностью примет все замечания и пожелания по совершенствованию
данной работы. Отзывы можно направлять на кафедру физического
воспитания Иркутской государственной сельскохозяйственной академии.
8
Стр.8