Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Развитие групповой субъектности в социально-психологическом эксперименте (220,00 руб.)

0   0
Первый авторГайдар Карина Марленовна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц80
ID236055
АннотацияПособие призвано продемонстрировать возможности социально-психологического эксперимента в развитии групповой субъектности, раскрыть конкретный опыт разработки и апробации экспериментальных программ формирования отдельных психологических проявлений малых групп как субъектов.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 2–4-го курсов очной и очно-заочной форм
Гайдар, К.М. Развитие групповой субъектности в социально-психологическом эксперименте / К.М. Гайдар .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2012 .— 80 с. — 80 с. — URL: https://rucont.ru/efd/236055 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» К.М. Гайдар РАЗВИТИЕ ГРУППОВОЙ СУБЪЕКТНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ Учебно-методическое пособие для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2012 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии 28 июня 2012 г., протокол № 1400-06 Рецензент канд. психол. наук, ст. преп. <...> Таким новым для социальной психологии групп подходом выступает субъектный подход, под которым понимается теоретико-методологическое направление, основная задача которого – разработка и применение принципов, методов и средств изучения психологии людей как субъектов (индивидуальных и групповых). <...> Он позволяет, в частности, прояснить такую важную проблему, как «внедрение» личности в группу и группы – в личность, иными словами проблему взаимного обогащения (а в чем-то и взаимного ограничения) индивидуального и группового субъектов, раскрыть еще не исследованные групповые свойства, изучать процесс превращения объективно возникшей группы в подлинно психологическую общность, механизмы, критерии развития группового субъекта, его структурную организацию и феноменологию. <...> Не случайно А. В. Брушлинский считал, что именно субъектный подход может стать основой для интеграции психологической науки в целом, объектом изучения которой выступают как индивидуальный, так и групповой субъекты [5, 6 и др.], Наряду с этим необходимо констатировать, что по степени и глубине проработки проблематика группового субъекта значительно уступает исследованиям субъекта в его наиболее традиционном понимании, то есть как отдельного человека. <...> Субъектный подход открывает перспективы создания новой – субъектной – концепции малой группы, которая раскрывает психологию группового <...>
Развитие_групповой_субъектности_в_социально-психологическом_эксперименте.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» К.М. Гайдар РАЗВИТИЕ ГРУППОВОЙ СУБЪЕКТНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ Учебно-методическое пособие для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2012
Стр.1
ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ Вся жизнь человека от рождения до смерти протекает в малых группах. Они связывают личность с социумом, опосредуют их взаимное влияние друг на друга. Человек как существо общественное не может достигать свои цели в одиночку, не кооперируясь с другими людьми. Кроме того, ведущие человеческие потребности (в дружбе, одобрении, поддержке, идентичности, самореализации и др.) могут быть удовлетворены только в «республике субъектов» (С. Л. Рубинштейн). Индивиду для ощущения собственной ценности необходимо чувство принадлежности к группе, ему жизненно важно ощущать себя частью «Мы». Малая группа является той сферой, где происходит становление и развитие личности, обретение ею жизненно важных психологических и социально-психологических качеств и способностей, позволяющих стать культурно продуктивным субъектом. Отсюда с очевидностью вытекает необходимость и непреходящая актуальность социальнопсихологического изучения самой малой группы. Современная социальная ситуация развития и отдельных индивидов, и малых групп противоречива. Одна из причин этого видится в произошедших в нашей стране за последние четверть века политических и социальноэкономических изменениях, связанных с крушением тоталитаризма, отказом от командно-административной системы, утверждением частной собственности в разных ее формах, возрождением духа предпринимательства и свободной конкуренции. Общество стремится признать и повысить ценность личности, повернуться лицом к человеку. В общественном сознании явно проступает тенденция к утверждению индивидуалистических ценностных ориентаций, отказу от коллективистских отношений. Это подтверждается данными современных авторов [4, 23, 34 и др.]. Но группы и коллективы как базовый компонент общественной системы никуда не исчезли. Более того, развитие в стране рыночных отношений сопровождается ростом числа различных социальных объединений, в первую очередь малых. Появляются частные фирмы, малые предприятия, творческие коллективы, волонтерские группы и т.п. И вопреки ставшему распространенным мнению, что в них преобладают люди с индивидуалистической направленностью, исследования последних лет свидетельствуют о том, что бóльшую часть их участников привлекает возможность работать коллективно, «в команде». Они высоко оценивают значимость для себя таких проявлений коллективизма, как взаимопомощь, сотрудничество, взаимная требовательность. Усилившуюся сегодня потребность в самозащите люди связывают с ориентацией на взаимодействие и кооперацию с членами групп, в которых они участвуют в ходе жизни [21, 29, 38 и др.]. Одновременно растет объективная значимость коллективного труда, совместного принятия решений, самоорганизации и самоуправления различных групп в 3
Стр.3
проявляющееся тогда, когда она действует как единое целое в значимых социальных ситуациях, осуществляя разные виды совместной активности, в том числе преобразовывает эти ситуации и саму себя, осознавая, что именно она является источником этих действий и преобразований. Групповая субъектность – возможность и способность группы проявлять себя в качестве субъекта, интенция, которая в зависимости от волеизъявления группового субъекта может быть реализована или нет (или, по крайней мере, в различных сферах и видах внутри- и межгрупповой активности может актуализироваться не одинаково, с разной степенью выраженности) [12]. К видам активности группового субъекта относятся: совместная деятельность, общение, взаимоотношения, взаимодействия, социальное познание, в том числе самопознание, поведение, творчество и др. При всем разнообразии какой-то из этих видов совместной активности является, как правило, ведущим [9]. Особо следует рассмотреть совместную деятельность учебной группы как субъекта. В этой деятельности особенности деятельности индивидуальной приобретают качественно своеобразное содержание, а также актуализируются такие психологические новообразования, которых не имеет деятельность, выполняемая человеком в одиночку. К их числу можно отнести совместность, порождаемую взаимосвязью и взаимозависимостью включенных в общую деятельность индивидов; объединение и согласование индивидуальных деятельностей, в результате чего получаемый группой результат превышает тот, который мог бы достичь каждый отдельный исполнитель; формирование из объединения людей группового субъекта деятельности, то есть проявление субъектного потенциала группы. Что касается учебных групп, то в них ведущей деятельностью является учебная. Изучая возможность совместной деятельности в этих группах, мы пришли к выводу, что в них есть главное психологическое условие осуществления учебной деятельности как совместной: ее цели – решение учебно-познавательных задач – соответствуют целям и потребностям отдельных обучающихся, взаимодействующих между собой, а именно целям овладения некоторой системой знаний, умений, навыков, компетентностей [8]. В ряде исследований отечественных психологов убедительно доказано, что совместная деятельность гораздо эффективнее традиционных форм учебной работы, ориентированных на индивидуальное усвоение знаний, поскольку порождает новые взаимосвязи между ее участниками, отношения взаимной ответственности, требуя согласованности в действиях, объединения усилий и ориентации всех на достижение общего успеха. Совместный характер учебной деятельности усиливает психологическую связь между ее участниками, увеличивает число обучающихся, активно вовлеченных в нее и эффективно оказывающих влияние на ее продуктивность, расширяет их опыт кооперативного планирования и осуществления единой деятельности, а 6
Стр.6
также совместного осмысления и рефлексии ее итогов. При благоприятных условиях учебная группа может стать «самообразовательным» субъектом, который является саморегулируемой, самоорганизующейся социальной системой. Вместе с тем возможны ситуации, когда групповой субъект может препятствовать продуктивной учебной активности. Но в любом случае если речь идет о групповом субъекте совместной учебной деятельности, должно быть хотя бы относительное взаимодополнение и взаимосоответствие, сходство мотивов и целей обучающихся. В молодежных учебных группах старшеклассников и студентов совместная деятельность должна пониматься широко. Наряду с учебной, они занимаются научной, трудовой, спортивной, культурно-массовой, общественно-организационной, творческой, волонтерской и другими видами деятельности. В любом из них группа может проявить себя как субъект. Иногда группа становится субъектом деятельности сначала во внеучебной работе, а затем, когда появляется некоторое психологическое единство, и в учебной. Становление группового субъекта деятельности в учебном процессе может быть подготовлено тем, что в группе имеются те или иные общие интересы, не связанные непосредственно с учебой. Например, большинство студентов одной группы увлекается туризмом и постоянно проводит групповые туристические походы. Студентов другой группы может объединить творческая деятельность, в частности, создание студенческого театра и участие в различных фестивалях, конкурсах, концертах. Третья группа приходит к совместной учебной деятельности, лишь став единой спортивной командой и т.п. И даже если условия благоприятствуют тому, что группа исходно формируется как субъект учебной деятельности, в определенные периоды она может отходить на второй план, и тогда начинают преобладать другие виды работы. Конечно, нередки случаи, когда группа, став субъектом конкретного вида деятельности, отвлекается от своей основной работы – учебной – и не проявляет себя в ней как психологическая общность, объединенная единой целью, принятой всеми. Но как бы то ни было, любая группа имеет возможность стать субъектом того или иного вида совместной деятельности. Следует согласиться с мнением Н. И. Рейнвальд и Т. И. Рейнвальд, что единой целью учебной группы должно быть гармоническое развитие личности каждого ее члена, максимальный учет его индивидуальных особенностей [37]. Это может быть отнесено к любому групповому субъекту. В каком именно виде совместной деятельности будет реализована эта общегрупповая цель, зависит от специфических особенностей конкретной группы, социальной ситуации ее жизнедеятельности. Групповой субъект совместной деятельности – это объединение людей (малая группа), выполняющих вместе какую-либо деятельность на одном пространстве в одно и то же время [1, 16, 20, 46, 51]. 7
Стр.7
К необходимым признакам группы к единого субъекта деятельности, как правило, относят: 1) пространственно-временнóе соприсутствие; 2) наличие «общей» задачи деятельности; 3) предмет совместной деятельности, его социальная заданность и значимость; 4) особенности материала, который используется в «общей» задаче; 5) индивидуальные особенности участников; 6) социально-психологические характеристики группы; 7) разделение функций, ролей, действий и операций между участниками. Вопрос же о достаточности перечисленных признаков остается открытым. Наиболее последовательную позицию занимает А. Л. Журавлев. Опираясь на структуру совместной деятельности, он описал следующие свойства группы как субъекта этой деятельности [19, 20]: – целенаправленность – стремление к общей цели; – мотивированность – общее побуждение к совместной деятельности, активное стремление к ее осуществлению; – целостность (интегрированность) – внутреннее единство группы; – структурированность – четкость и строгость взаимного распределения функций, задач, прав, обязанностей и ответственности между членами группы; – согласованность – гармоничное сочетание членов группы, взаимная обусловленность их действий; – организованность – упорядоченность, собранность, подчиненность определенному порядку выполнения совместной деятельности, способность действовать точно в соответствии с заранее установленным планом; – результативность (продуктивность) – способность достигать положительного итога. Реализация своих субъектных свойств на практике, совместное переживание успеха, чувство собственной силы позволяет группе сформировать психологический климат, благотворно влияющий на каждого ее члена. В результате даже индивидуальные виды деятельности (в том числе учебная) выполняются более эффективно. Закономерно возникает вопрос: всегда ли совместная деятельность детерминирует развитие ее субъекта. По мнению А. И. Донцова, односложный утвердительный ответ на этот вопрос не отражает всей многоплановой и противоречивой картины жизнедеятельности группы [17]. Во-первых, разные виды совместной деятельности, различающиеся по содержанию, формам, условиям осуществления, неодинаково стимулируют процесс группового развития. Во-вторых, такая сложная социальнопсихологическая реальность, как процесс развития малой группы в естественных условиях жизнедеятельности не исчерпывается только становлением ее как субъекта совместной деятельности. Хотя последняя и может выступать системообразующим фактором, не меньшую роль в функциониро8
Стр.8