Н. Гей
В. Г. Белинский и русская литература
Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах. Т. 1.
Статьи, рецензии и заметки 1834-1836. Дмитрий Калинин.
Вступит. статья к собр. соч. Н. К. Гея. Статья и примеч. к первому тому Ю. В. Манна. Подготовка
текста В. Э. Бограда.
М., "Художественная литература", 1976
OCR Бычков М.Н.
1
Для понимания самого основного в деятельности В. Г. Белинского показательны слова самого
критика, сказавшего кратко и точно: "Литература расейская моя жизнь..."
Жизнь Белинского, прошедшая за письменным столом, была трудной, упорной и постоянной
борьбой правдоискателя, не страшившегося революционного пути к свободе и счастью народа. Всего
полтора десятилетия продолжалась его напряженная деятельность. Для России это было время,
подготовленное 1812 и 1825 годами. В период между событиями на Сенатской площади и похоронами
Белинского на Волковом кладбище с непреложной ясностью определился центральный вопрос времени -
крестьянский, вопрос о судьбах трудового народа, его месте и значении в жизни и в будущем страны,
наконец, в национальной культуре. В годы жизни Белинского все отчетливее обнаруживалось
перерастание первого, дворянского, этапа русского освободительного движения в новый, разночинский,
предтечей и первым представителем которого он и стал. Крылатые слова о русской литературе как
"революции до революции" в еще большей мере относятся к идейным устремлениям передовой
общественной мысли. По словам В. И. Ленина, Россия выстрадала марксизм полувековой историей
неслыханных мук и жертв, беззаветных исканий правильной революционной теории. И Белинскому
принадлежит одно из ведущих мест в этом поиске, в этой борьбе за передовой общественный идеал.
Сделанное Белинским для утверждения гуманистического содержания общественных, этических и
эстетических идеалов русской литературы сохраняет непреходящее значение. Многое определено им в
судьбах русской литературы и в творчестве крупнейших писателей. Все сделанное критиком проникнуто
гуманистическим, освободительным пафосом.
Слова Белинского "я - литератор" были по существу синонимом другого его же утверждения: "я в
мире борец". Он видел в журнале трибуну новых идей, формирующих общественное мнение. Недаром,
оценивая Н. А. Полевого, он отметил: этот литератор "показал первый, что литература - не игра в фанты,
не детская забава, что искание истины есть ее - главный предмет". "Искание истины" - слова, которые
могут быть девизом жизни Белинского. Поэтому особенно тяжело переживал он постоянные цензурные
препоны. Временами выдержки не хватало, и тогда вырывалось: "А черт ли в истине, если ее нельзя
популяризировать и обнародовать", - фраза, в которой весь Белинский, его горячность, нетерпение и вера
в истину, которая нужна людям, задавленным самодержавием и крепостничеством. И тут напрашивается
необязательное с фактической стороны, но симптоматичное по духу сопоставление: на одной немецкой
литографии был изображен Прометей, прикованный к печатному станку, терзаемый орлом с прусской
короной на голове, - аллегория посвящена борьбе "Рейнской газеты" с цензурой. В этой газете
сотрудничал К. Маркс. Она была запрещена в январе 1843 года. Трудно сказать, знал ли о литографии
Белинский, но именно к этому времени относятся его слова о себе самом: "Я - Прометей в карикатуре".
Рожденному говорить правду приходилось "сдерживать себя" и "прикидываться кошкой", хотя
хотелось "лаять собакой". Но и при всех жестких ограничениях, несмотря на постоянные отметины
красным цензорским карандашом, то, что было напечатано Белинским, обнаруживало в каждой строке
убежденного мыслителя-борца, пропагандиста передовых идей, страстного полемиста и вдохновенного
импровизатора. Он вкладывал себя целиком, без остатка в то, что делал, и потому сделанное несло
неизгладимую печать его личности.
Стр.1