МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Соликамский государственный педагогический институт» Т. В. Олейникова Практикум по специальной (коррекционной) педагогике и психологии Учебно-методическое пособие Соликамск СГПИ 2013 УДК 376 ББК 74.3я73 О 53 Рецензенты: С. В. Дель – кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики; Н. А. Абрамова – кандидат медицинских наук, директор реабилитационного центра для детей и подростков г. Березники. <...> Пособие обеспечивает дополнительную возможность изучения особенностей аномальных детей с различными видами дефектов, содержания специального образования и его организации для детей с особыми потребностями. <...> Это издание поможет студентам сформировать практические навыки по диагностике и коррекции недостатков развития у детей, получить необходимые знания о типах нарушенного развития, о способах и методах коррекционного воздействия. <...> Наглядные изображения систематизированных представлений (схемы и таблицы) помогут более продуктивно запечатлеть усвоенные знания. <...> Данное пособие может быть рекомендовано студентам, педагогам, психологам и другим специалистам образовательных учреждений всех видов и типов, а также родителям детей с ограниченными возможностями здоровья. <...> Воспитание, образование и развитие детей с ограниченными возможностями. <...> 64 3 ВВЕДЕНИЕ Учебные дисциплины «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии», «Основы специальной педагогики и психологии» относятся к циклу дополнительных видов подготовки и отражают требования, предъявляемые к преподавателю в области профессиональной деятельности – в образовании лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения. <...> Данные дисциплины являются очередным этапом в решении <...>
Практикум_по_специальной_(коррекционной)_педагогике_и_психологии_[Текст]__учебно-методическое_пособие_.pdf
УДК 376
ББК 74.3я73
О 53
Рецензенты:
С. В. Дель – кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии
и коррекционной педагогики;
Н. А. Абрамова – кандидат медицинских наук, директор реабилитационного
центра для детей и подростков г. Березники.
О 53
Олейникова, Т. В.
Практикум по специальной (коррекционной) педагогике
и психологии [Текст] : учебно-методическое
пособие / Т. В. Олейникова; ФГБОУ ВПО «Соликамский
государственный педагогический институт». –
Соликамск : ÑÃÏÈ, 2013. – 68 ñ.
Пособие обеспечивает дополнительную возможность изучения
особенностей аномальных детей с различными видами дефектов, содержания
специального образования и его организации для детей с
особыми потребностями.
Это издание поможет студентам сформировать практические навыки
по диагностике и коррекции недостатков развития у детей,
получить необходимые знания о типах нарушенного развития, о
способах и методах коррекционного воздействия.
В книге предлагаются практические и тестовые задания по основным
разделам специальной (коррекционной) педагогики и психологии,
темы рефератов, курсовых и контрольных работ, список рекомендуемой
литературы. Наглядные изображения систематизированных представлений
(схемы и таблицы) помогут более продуктивно запечатлеть
усвоенные знания. Включенные в практикум тестовые задания позволят
быстро и объективно определить уровень овладения знаниями.
Данное пособие может быть рекомендовано студентам, педагогам,
психологам и другим специалистам образовательных учреждений всех
видов и типов, а также родителям детей с ограниченными возможностями
здоровья.
УДК 376
ББК 74.3я73
Рекомендовано к изданию РИСо СГПИ.
Протокол ¹ 51 от 12 апреля 2013 ã.
© Ò. Â. Олейникова, 2013
© ФГБОУ ВПО «ÑÃÏÈ», 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Ââåäåíèå.........................................................4
Раздел 1.
Предмет, цели, задачи и категории
коррекционной ïåäàãîãèêè...............................6
Раздел 2.
Специальная психология, ее предмет,
категории и çàäà÷è.........................................11
Раздел 3.
Принципы и методы
специальной ïñèõîëîãèè................................17
Раздел 4.
Принципы и методы
коррекционной ïåäàãîãèêè..............................21
Раздел 5.
Отрасли специальной
педагогики и ïñèõîëîãèè................................27
Раздел 6.
Типы нарушений
психического ðàçâèòèÿ....................................31
Раздел 7.
Воспитание, образование и развитие детей
с ограниченными âîçìîæíîñòÿìè.....................46
Практические çàäàíèÿ.....................................50
Тестовые çàäàíèÿ............................................54
Темы рефератов,
курсовых и контрольных ðàáîò..........................62
Список ëèòåðàòóðû.........................................64
3
Стр.3