Ласло ИЛЛЕШ ДЁРДЬ ЛУКАЧ О КАФКЕ1 У Лукача нет ни одной статьи, которая была бы посвящена специально Францу Кафке; тем не менее этот пражский немец кий писатель всегда находился в центре его эстетических ис следований. <...> В наиболее концентрированном виде эти размышления содержатся в работах, включенных в книгу «Против неверно понятого реализма»2 ; имеются в виду прежде всего три его ра боты: «Мировоззренческие основы авангардизма» («Die weltanschaulichen Grundlagen des Avantgardeismus»), «Франц Кафка или Томас Манн?» <...> («Franz Kafka oder Thomas Mann?»), «Критический реализм в социалистическом обществе» («Der kritische Realismus in der socialistischen Gesellschaft») <...> . Читателя не должно смущать то обстоятельство, что к этим вопросам Лукач обратился относительно поздно, в 1955–1956 годах; нет ничего странного и в том, что темы, на первый взгляд различные, объединены в одной книге. <...> Как известно, понятие «реализм» постоянно стояло в цент ре эстетики Лукача. <...> В 1910х годах, в Гейдельберге, ученый на ходился под влиянием немецкой идеалистической эстетики; в 20х годах, после радикального поворота к марксизму (1918–1919 годы) он написал относительно мало литературо ведческих работ, посвятив себя журналистской по сути пар тийнополитической деятельности, а также разработке фило софских вопросов; итогом стал выдающийся труд «История и классовое сознание» («Geschichte und KlassenbewuЊtsein», 1923), в котором Лукач дал глубокий марксистский анализ ис торикофилософской проблематики. <...> Указанный труд отно сится ко времени венской эмиграции. <...> После недолгого, изоби лующего конфликтами периода партийной работы в конце 20х годов и краткого пребывания в Берлине Лукач, оставаясь до 1945 года эмигрантом в СССР, отошел от политической де ятельности в относительно спокойную область философских и литературоведческих исследований; правда, интенсивная политизация советской духовной жизни не оченьто способ ствовала углубленной научноисследовательской работе. <...> Бу дучи сотрудником <...>