В. Г. Белинский
Кантемир
В. Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах. Т. II
ОГИЗ, ГИХЛ,М., 1948
Под общей редакцией Ф.М. Головешченко
Редакция С. П. Бычкова
OCR Бычков М.Н.
Русскую литературу начинают с Ломоносова, - и справедливо. Ломоносов действительно был
основателем русской литературы. Как гениальный человек, он дал ей форму и направление, которые она
надолго удержала. Каковы были эта форма и это направление - вопрос другой; дело в том, что дать форму
и направление целой литературе мог только человек необыкновенный, но, несмотря на общее согласие в
том, что русская литература начинается с Ломоносова, все начинают ее историю с Кантемира. Это тоже
справедливо. Если Кантемир и Тредьяковский не были основателями русской литературы, их труды
некоторым образом были как бы предисловием к ее основанию. Оба они, особенно последний, брались за
то, за что прежде всего должно было взяться; но оба они не имели достаточных средств для выполнения
предлежавшего им дела. Впрочем, к Кантемиру это относится гораздо меньше, чем к Тредьяковскому.
Кантемир не столько начинает собою историю русской литературы, сколько заканчивает период русской
письменности. Кантемир писал так называемыми силлабическими стихами, - размером, который
совершенно несвойствен русскому языку; но этот размер существовал на Руси задолго до Кантемира. Он
зашел к нам из Польши через Малороссию, в XVI столетии. Этим размером писали и Петр Могила, и
Димитрий Ростовский, и Симеон Полоцкий; но их стихи были духовного содержания, не блестели
поэзиею и отличались однажды навсегда принятою и неподвижною риторическою формою; Кантемир же
первый начал писать стихи, тем же силлабическим размером,388 но содержание, характер и цель его
стихов были уже совсем другие, нежели у его предшественников на стихотворческом поприще. Кантемир
начал собою историю светской русской литературы. Вот почему все, справедливо считая Ломоносова
отцом русской литературы, в то же время не совсем без основания Кантемиром начинают ее историю.
Несмотря на страшную устарелость языка, которым писал Кантемир, несмотря на бедность поэтического
элемента в его стихах, Кантемир своими сатирами воздвиг себе маленький, скромный, но тем не менее
бессмертный памятник в русской литературе. Имя его уже пережило много эфемерных знаменитостей, и
классических и романтических, и еще переживет их многие тысячи. Этот человек, по какому-то
счастливому инстинкту, первый на Руси свел поэзию с жизнию, - тогда как сам Ломоносов только развел
их надолго. Поэзия Кантемира уже по тому одному, что она была сатирическою, не могла быть
риторическою. Не только при Кантемире, но и гораздо спустя после него русская литература могла, если б
поняла свое положение, смеяться и осмеивать, а между тем она больше восторгалась и надувалась.
Впрочем, действительность-таки взяла свое, - и русская литература как-то сама собою, бессознательно,
разделилась на сатирическую и риторическую. Значительная часть сочинений Сумарокова в сатирическом
роде, - и, несмотря на тупость и аляповатость сатирической музы этого неутомимого писателя,
стремившегося к всеобъемлемости и ничего не обнявшего, его нападки на подьячих не были бесполезны:
если они не исправляли нравов, зато поддерживали в обществе сознание, что порок есть все-таки порок,
хотя бы он был и неизбежным злом.389 Следовательно, благодаря, может быть, заслуге одной только
литературы, у нас зло не смело называться добром, а лихоимство и казнокрадство не титуловались
благонамеренностью, как это всегда водилось и теперь водится, например, в Китае. И могло ли это быть у
нас иначе, если сатирическое направление, со времен Кантемира, сделалось живою струею всей русской
литературы? Не говоря уже о Фонвизине, которого превосходный талант был по преимуществу
сатирический, - сам Державин, который, по духу своего времени, риторическую превыспренность считал
заодно с поэзиею, - заплатил большую дань сатире. И еще далеко не успел блестящий лирик века
Екатерины допеть своих громозвучных од, как явился на Руси национальный баснописец - Крылов. Это
сатирическое направление, столь важное и благодетельное, столь живое и действительное для общества, в
котором так странно боролась прививная европейская форма с азиатскою сущностью родной старины, -
это сатирическое направление никогда не прекращалось в русской литературе, но только переродилось в
юмористическое, как более глубокое в технологическом отношении и более родственное
художественному характеру новейшей русской поэзии.
Говоря о Кантемире, нет нужды распространяться в биографических подробностях; но не мешает
Стр.1