В. Г. Белинский
<Стихотворения Баратынского>
Сумерки. Сочинение Евгения Баратынского. Москва, 1842.
Стихотворения Евгения Баратынского. Две части. Москва, 1835.
В. Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах. Т. II
ОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948
Под общей редакцией Ф. М. Головешченко
Редакция С. П. Бычкова
OCR Бычков М.Н.
Пытливый дух исследования и анализа, по преимуществу характеризующий новейшую эпоху
человечества, проник в таинственные недра земли и по ее слоям начертал историю постепенного
формирования нашей планеты. Естествознание еще прежде, через классификацию родов и видов явлений
трех царств природы, определило моментальное развитие духа жизни, 184 от низшей его формы -
грубого минерала, до высшей - человека, существа разумно-сознательного. Все это богатство фактов,
добытых опытным знанием, послужило к оправданию априорных воззрений на жизнь мирового духа и
очевидно доказало, что жизнь есть развитие, а развитие есть переход из низшей формы в высшую, и,
следовательно, что не развивается, то есть не изменяется в форме, пребывая в однообразной
неподвижности, то не живет, то лишено плодотворного зерна органического развития, рождаясь и
погибая чрез случайность и по законам случайности. Такое же зрелище представляют и исторические
общества, ибо и они или существуют по тому же вечному закону развития, то есть перехождения из
низших форм жизни в высшие, или вовсе не существуют, потому что одно фактическое, одно
эмпирическое существование, как лишенное разумной необходимости, следственно, случайное, равняется
совершенному несуществованию: кто докажет теперь человеку непросвещенному и необразованному,
что Греция и Рим существуют? - а между тем для человечества они и теперь существуют несомненно;
кто не докажет всем и каждому, что Китай подлинно существует? - а между тем Китай все-таки
существует для человечества меньше, чем китайский чай...
Внимательное исследование открывает, что и жизнь обществ, так же как и жизнь планеты, на
которой они обитают, слагается из множества слоев, из которых каждый, в свою очередь, подобно
разноцветным волнующимся лентам, отличается множеством слоистых пластов. Пласты эти -
поколения, из которых каждое, удерживая в себе многое от предшествовавшего поколения, тем не менее
и отличается от него собственным колоритом, собственным характером, собственною формою и
собственною физиономиею. Каждое последующее поколение относится к предшествующему, как корень
к зерну, стебель к корню, ствол к стеблю, ветвь к стволу, лист к ветви, цвет к листу, плод к цвету. Но
это сравнение только относительно, только внешним образом верно и не обнимает сущности
предмета; дерево совершает вечно однообразный круг развития: выходя из зерна, оно зерном вновь
становится, чем и оканчивается вся органическая его деятельность. По новейшим открытиям,
жизненная сила и прототип каждого растения заключаются не только в зерне, но и во всяком листке
его: отпадая и разносясь ветром, листья вновь являются деревьями, и через них нагие степи
покрываются лесами. Но от листа дуба и родится дуб, совершенно во всем подобный тому, от которого
произошел, и тем дубам, которые сам произведет в свою очередь. Стало быть, здесь только повторение
одного и того же типа во множестве одинаковых его проявлений; здесь, стало быть, то или другое
дерево - явления совершенно случайные, а важна только идея рода дерева, который, возникши раз, вечно
повторяет себя через однообразный процесс органического развития. Не таково общество: никто не
помнит его исторического начала, теряющегося в туманной дали бессознательного младенчества;
никто не скажет, где конец его развития, ни того, что будет с ним завтра, судя по вчера. И между тем,
хотя его завтра и всегда заключено в его вчера, однако завтра никогда не походит на вчера, если только
общество живет историческою, а не одною эмпирическою жизнию.
Целый цикл жизни отжила наша Русь и, возрожденная, преображенная Петром Великим, начала
новый цикл жизни. Первый продолжался более восьми веков; от начала второго едва прошло одно
столетие: но, боже мой, какая неизмеримая разница в значении и объеме жизни, выраженных этими
восемью веками и этим одним веком! Иногда в жизни одного человека бывает день такого полного
Стр.1