Котряхов; доктор филологических наук, профессор О. Ю. Поляков Зиновкина М. М., Гареев Р. Т., Горев П. М., Утёмов В. В. <...> ISBN Учебное пособие подготовлено в помощь студентам педагогических направлений подготовки (специальностей), учителям и преподавателям для использования на занятиях по изучению методов научного творчества в рамках педагогической системы многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ с целью формирования творческого мышления и развития творческих способностей учащихся. <...> Применение эвристических приемов ТРИЗ для решения научно-исследовательских задач в системе НФТМ-ТРИЗ . <...> Учебные задачи открытого типа в обучении научному творчеству . <...> 108 ~ 3 ~ Предисловие Перед вами учебное пособие, появление которого стало возможным благодаря усилиям многих людей, в первую очередь Г. С. Альтшуллера, автора теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). <...> Признанная передовыми странами мира высокая эффективность методологии ТРИЗ для решения творческих, при этом не только технических, задач способствовала тому, что книги Г. С. Альтшуллера переведены на многие языки мира, а сама технология решения творческих задач используется не только в технике, но и в других областях знаний многими ведущими организациями. <...> В XX веке стали применяться эвристические методы, направленные на преодоление психологической инерции, развитие творческого воображения и расширение поля творческого поиска. <...> В научном творчестве наблюдается гибкая направленность эвристических методов, борющихся с психологической инерцией, что позволяет использовать их во многих областях человеческой деятельности: технике, бизнесе, организации и управлении, рекламе, искусстве и т. д. <...> А решение творческой задачи может находиться в новом, совершенно неожиданном направлении. <...> Если рассматривать процесс поиска как серии более или менее случайных, осознанных или неосознанных последовательных проб, то можно выделить две возможности <...>
Научное_творчество_инновационные_методы_в_системе_многоуровневого_непрерывного_креативного_образования_НФТМ-ТРИЗ_учебное_пособие..pdf
М. М. Зиновкина
Р. Т. Гареев
П. М. Горев
В. В. Утёмов
НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО:
инновационные методы
в системе многоуровневого
непрерывного креативного
образования НФТМ-ТРИЗ
Учебное пособие
Киров
2013
~ 1 ~
Стр.2
УДК 37.026.9
ББК 74.200.5
З-63
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Вятского государственного гуманитарного университета
Книга написана по заказу кафедры креативной педагогики
Межрегионального центра инновационных
технологий в образовании –
Золотой кафедры России Фонда отечественной науки
Рецензенты:
доктор физико-математических наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ В. П. Алехин;
доктор педагогических наук, профессор, почетный работник
высшего профессионального образования РФ Г. А. Гилев;
доктор педагогических наук, профессор, почетный работник
высшего профессионального образования РФ Н. В. Котряхов;
доктор филологических наук, профессор О. Ю. Поляков
Зиновкина М. М., Гареев Р. Т., Горев П. М., Утёмов В. В.
З-63 Научное творчество: инновационные методы в системе
многоуровневого непрерывного креативного образования
НФТМ-ТРИЗ: учебное пособие. – Киров: Изд-во ВятГГУ,
2013. – 109 с.
ISBN
Учебное пособие подготовлено в помощь студентам педагогических направлений подготовки
(специальностей), учителям и преподавателям для использования на занятиях
по изучению методов научного творчества в рамках педагогической системы многоуровневого
непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ с целью формирования
творческого мышления и развития творческих способностей учащихся.
УДК 37.026.9
ББК 74.200.5
ISBN
© Вятский государственный гуманитарный
университет (ВятГГУ), 2013
© Зиновкина М. М., Гареев Р. Т., Горев П. М.,
Утёмов В. В., 2013
~ 2 ~
Стр.3
Оглавление
Предисловие ............................................................................................... 4
Глава 1. Эвристические методы в научном творчестве ............................ 5
Глава 2. Инновационные ресурсы системы НФТМ-ТРИЗ
для саморазвития педагога-исследователя ............................... 10
Глава 3. Уровни решения научно-исследовательских задач
в научном творчестве ................................................................... 29
Глава 4. Применение эвристических приемов ТРИЗ
для решения научно-исследовательских задач
в системе НФТМ-ТРИЗ ................................................................. 33
Глава 5. Эвристические принципы научного творчества ......................... 42
Глава 6. Учебные задачи открытого типа
в обучении научному творчеству ................................................. 58
Материал для самоконтроля .................................................................. 72
Библиографический список .................................................................... 96
Приложение 1. Список типовых параметров ......................................... 100
Приложение 2. Матрица приемов разрешения противоречия .............. 101
Приложение 3. Эвристические принципы научного творчества ........... 107
Сведения об авторах.............................................................................. 108
~ 3 ~
Стр.4