Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Социально-профессиональная установка агрария (220,00 руб.)

0   0
Первый авторПудовкина Наталья Владимировна
АвторыКустов Юрий Андреевич
ИздательствоРИЦ СГСХА
Страниц199
ID231948
АннотацияНовые социально-экономические условия связаны с необходимостью формирования и развития у будущих специалистов агропромышленного комплекса целостной социально-профессиональной компетентности. Однако у большинства студентов сельскохозяйственных вузов не сформировано стремление к творческому саморазвитию в этой области. Основная идея настоящей работы состоит в том, чтобы научно обосновать, спроектировать и реализовать систему формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса на творческое само-развитие в области социально-профессиональной компетентности, на осознание социальной значимости получаемой профессии и закрепление профессионального выбора, на стремление к творческому сельскохозяйственному труду и к социализации в сельском социуме.
Кому рекомендованоМонография адресована специалистам, работающим в системе непрерывного образования, в агропромышленном комплексе, аспирантам, магистрантам, студентам, исследователям актуальных проблем теории и методики профессионального образования.
ISBN978-5-88575-328-9
УДК378
ББК74.58
Пудовкина, Н.В. Социально-профессиональная установка агрария : монография / Ю.А. Кустов; Н.В. Пудовкина .— Самара : РИЦ СГСХА, 2013 .— 199 с. — Библиогр.: с. 170-177 .— ISBN 978-5-88575-328-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/231948 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-5-88575-328-9 Новые социально-экономические условия связаны с необходимостью формирования и развития у будущих специалистов агропромышленного комплекса целостной социально-профессиональной компетентности. <...> Однако у большинства студентов сельскохозяйственных вузов не сформировано стремление к творческому саморазвитию в этой области. <...> Основная идея настоящей работы состоит в том, чтобы научно обосновать, спроектировать и реализовать систему формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса на творческое саморазвитие в области социально-профессиональной компетентности, на осознание социальной значимости получаемой профессии и закрепление профессионального выбора, на стремление к творческому сельскохозяйственному труду и к социализации в сельском социуме. <...> Характерные особенности студенчества как социальной и профессиональной группы общества…………………………………. <...> Роль учебно-профессиональной деятельности в формировании социально-профессиональной установки будущих аграриев………… 41 1.3. <...> Место интеграции в формировании социально-профессиональной установки будущих специалистов сельского хозяйства………………. <...> Проектирование системы формирования социальнопрофессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов 63 2.1. <...> Концепция и модель системы формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов сельскохозяйственного профиля………………………………………. <...> Выявление потенциальных возможностей формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов-аграриев в существующем содержании их образования……………………………………………………………. <...> Проектирование содержания поэтапного формирования социально-профессиональной установки будущих аграриев…………. <...> Программа и организация изучения спецкурса «Основы социально-профессиональной установки личности»………. <...> Условия и опытно-экспериментальная <...>
Социально-профессиональная_установка_агрария.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.63
Стр.64
Стр.65
Стр.66
Стр.67
Стр.68
Стр.69
Социально-профессиональная_установка_агрария.pdf
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Н. В. Пудовкина, Ю. А. Кустов СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТАНОВКА АГРАРИЯ Монография Самара 2013
Стр.1
УДК 378 ББК 74.58 П-88 Рецензенты: академик Международной академии наук педагогического образования, д.п.н., профессор кафедры педагогики Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского Г. И. Железовская; директор института систем управления, заслуженный работник высшей школы РФ, зав. кафедрой социологии и педагогики, д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет» Э. П. Печерская; д.п.н., профессор кафедры права, психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия им. П. А. Столыпина» И. В. Юстус Пудовкина, Н. В. П-88 Социально-профессиональная установка агрария : монография / Н. В. Пудовкина, Ю. А. Кустов. – Самара : РИЦ СГСХА, 2013. – 199 с. ISBN 978-5-88575-328-9 Новые социально-экономические условия связаны с необходимостью формирования и развития у будущих специалистов агропромышленного комплекса целостной социально-профессиональной компетентности. Однако у большинства студентов сельскохозяйственных вузов не сформировано стремление к творческому саморазвитию в этой области. Основная идея настоящей работы состоит в том, чтобы научно обосновать, спроектировать и реализовать систему формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса на творческое саморазвитие в области социально-профессиональной компетентности, на осознание социальной значимости получаемой профессии и закрепление профессионального выбора, на стремление к творческому сельскохозяйственному труду и к социализации в сельском социуме. Монография адресована специалистам, работающим в системе непрерывного образования, в агропромышленном комплексе, аспирантам, магистрантам, студентам, исследователям актуальных проблем теории и методики профессионального образования. © Пудовкина Н. В., Кустов Ю. А., 2013 © ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2013 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………………………………………………………………………….... 5 1. Теоретико-методологические основы проектирования системы формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса………………………… 9 1.1. Проблема формирования установки студентов сельскохозяйственных вузов на развитие социально-профессиональной компетентности…… 9 1.1.1. Современное состояние кадрового потенциала агропромышленного комплекса страны……………………………………………………….. 9 1.1.2. Характерные особенности студенчества как социальной и профессиональной группы общества…………………………………. 17 1.1.3. Состояние социально-профессионального самоопределения студентов сельскохозяйственных вузов………………………………… 22 1.2. Научные основы введения понятия «Социально-профессиональная установка» личности…………………………………………………….. 29 1.2.1. Идея формирования целостной социально-профессиональной компетентности будущего специалиста………………………………… 29 1.2.2. Ретроспективный анализ психологического обоснования введения понятия социально-профессиональной установки…………………….. 33 1.2.3. Роль учебно-профессиональной деятельности в формировании социально-профессиональной установки будущих аграриев………… 41 1.3. Методологические подходы к проектированию модели системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов…………………………………………….. 44 1.3.1. Оптимизация модели воспитания будущих специалистов……………. 44 1.3.2. Социально-профессиональная установка как важное личностное качество специалиста…………………………………………………….. 46 1.3.3. Диалектическое единство дискретности и целостности в процессе формирования социально-профессиональной установки студентов…. 51 1.3.4. Место интеграции в формировании социально-профессиональной установки будущих специалистов сельского хозяйства………………. 54 1.3.5. Личностно ориентированный подход в формировании социально-профессиональной установки студентов…………………... 56 2. Проектирование системы формирования социальнопрофессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов 63 2.1. Концепция и модель системы формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов сельскохозяйственного профиля………………………………………... 63 2.2. Цель, структура и показатели результатов реализации системы формирования социально-профессиональной установки студентов…. 74 2.3. Содержание системы поэтапного формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов……………………………………………. 88 3
Стр.3
2.3.1. Выявление потенциальных возможностей формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов-аграриев в существующем содержании их образования……………………………………………………………. 88 2.3.2. Проектирование содержания поэтапного формирования социально-профессиональной установки будущих аграриев…………. 92 2.3.3. Программа и организация изучения спецкурса «Основы социально-профессиональной установки личности»………. 97 3. Условия и опытно-экспериментальная работа по реализации системы формирования социально-профессиональной установки будущих аграриев…………………………………………………………………… 104 3.1. Организационно-педагогические условия формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов сельского хозяйства……………………………………………………… 104 3.1.1. Создание культуронасыщенной образовательной среды по формированию социально-профессиональной установки студентов 104 3.1.2. Внутривузовский компонент образовательной социально-профессиональной среды…………………………………… 107 3.1.3. Внешневузовский компонент образовательной социально-профессиональной среды…………………………………… 114 3.2. Организация деятельности преподавателей и студентов по формированию социально-профессиональной установки будущих аграриев…………………………………………………………………… 118 3.2.1. Повышение квалификации преподавателей в формировании социально-профессиональной установки студентов…………………... 118 3.2.2. Организация совместной деятельности преподавателей и студентов по формированию социально-профессиональной установки будущих аграриев…………………………………………………………………… 127 3.3. Методика формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса……………… 135 3.3.1. Формы и средства развития социально-профессиональной установки студентов………………………………………………………………….. 135 3.3.2. Интерактивные методы формирования социально-профессиональной установки будущих аграриев……………………………………………. 138 3.4. Опытно-экспериментальное определение эффективности реализации системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза…………………………………. 149 Заключение………………………………………………………………………… 167 Литература…………………………………………………………………………. 170 Приложения………………………………………………………………………... 178 Алфавитно-предметный указатель……………………………………………….. 197 4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Необходимость и значимость настоящей работы обусловлены новым этапом социально-экономического развития России до 2020 года и требованиями Национальной доктрины образования Российской Федерации до 2025 года, определяющими образовательную политику государства, направленную на повышение качества подготовки будущих специалистов. Особую актуальность в развитии страны приобретает проблема повышения качества подготовки специалистов-аграриев, эффективности их общественной и профессиональной деятельности, закрепляемости в сельском социуме и сельскохозяйственном производстве. В современном сельском хозяйстве востребован специалист со сложившимся творческим потенциалом, стремящийся непрерывно саморазвиваться в профессиональной и социальной областях, отражающих специфику деятельности в агропромышленном комплексе. Между тем, как показывают исследования и существующая практика, выполнение этой задачи связано с необходимостью решения ряда насущных проблем образования и преодоления недостатков как организационного, социального, так и технического характера в эффективном функционировании сельскохозяйственного производства. Приоритетной из этих проблем является обеспечение профессиональной устойчивости студентов сельскохозяйственных вузов, сформированность их намерений посвятить свою жизнь труду в сельском хозяйстве. Исследования показывают, что существующие на селе социально-экономические условия и индивидуальные качества студентов порождают проблему «внутреннего отчуждения» будущих специалистов сельского хозяйства от процессов социализации и профессионализации, что выражается в отсутствии закрепляемости некоторой части выпускников вузов на селе и формировании стабильных трудовых коллективов сельскохозяйственных предприятий. В педагогическом плане основная проблема заключается в том, что низкий уровень сформированности стремления (установки) студентов сельскохозяйственных вузов к овладению и качественному выполнению предстоящей социально-значимой 5
Стр.5
профессиональной деятельности связан с необходимостью выстраивания процесса их социализации и профессиональной подготовки в течение всего периода обучения в вузе с позиций развития профессионально значимых личностных качеств, через мотивацию их творческого саморазвития в области социально-профессиональной компетентности путем приближения подготовки будущих специалистов к предстоящему продуктивному сельскохозяйственному труду. Исследования ряда ученых (В.И. Байденко, В.А. Болотов, В.П. Бездухов, Г.Э. Белицкая, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Л.А. Петровская, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.) показали высокую эффективность в повышении качества подготовки специалистов компетентностно-ориентированного подхода к образованию студентов вузов. Многие теоретические и практические аспекты формирования компетенций и компетентностей представлены в исследованиях зарубежных авторов (В. Ландшеер, Д. Макклеланд, Дж. Кулаган, Ж.-Ф. Перре, Б. Рей, Дж. Равен, Г. Халаш, Дж. Фланаган и др.). На основе материалов состоявшегося в 1996 году в Берне симпозиума «Ключевые компетенции для Европы» учеными были определены пять ключевых компетенций, имеющих приоритетное значение в профессиональном образовании, – социальная, коммуникативная, социально-информационная, когнитивная, специальная компетенции. Вопросам разработки проблемы формирования социальной и профессиональной компетенций и компетентностей посвящен ряд диссертационных исследований: С.Н. Краснокутская (2006 г.), Г.П. Мосягина (2008 г.), Ш.В. Нурутдинова (2009 г.), Ю.В. Шагина (2010 г.), И.А. Жукова (2011 г.), О.Е. Гаврилова (2011 г.), Н.А. Суворова (2011 г.) и др. Процесс формирования профессиональных компетенций и компетентностей студентов сельскохозяйственного профиля раскрывается в диссертационных исследованиях И.В. Тульбович (2007 г.), Г.В. Коротковой (2008 г.), О.И. Кузьменко (2010 г.) и др. Таким образом, усилия многих исследователей направлены на разработку процесса формирования отдельных компетенций будущих специалистов. Однако как показывают исследования для эффективной профессиональной деятельности будущих 6
Стр.6
специалистов любой отрасли в современных условиях, требуется сформированность у них комплекса компетенций. Так, согласно идее И.А. Зимней, у будущего специалиста должно быть сформировано некоторое целостное социальнопрофессиональное качество – социально-профессиональная компетентность, позволяющее ему успешно выполнять как производственные задачи, так и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Однако для успешного развития социально-профессиональной компетентности у будущих специалистов необходимо сформировать у них готовность к творческому саморазвитию в этой области. Установку на творческое саморазвитие студентов в социальной и профессиональной областях по аналогии с существующим в науке понятием «учебно-профессиональная установка» (Г.В. Акопов) определим как «социально-профессиональная установка». Анализ литературы, изучение практики профессионального образования и опыта работы по подготовке будущих специалистов АПК в высшей школе позволили выявить ряд существенных недостатков в формировании социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса: - недостаточно определена сущность понятия «социальнопрофессиональная установка» личности, ее компонентный состав и уровни сформированности; - слабо разработаны теоретические основы системы формирования установки на саморазвитие социально-профессиональной компетентности студентов сельскохозяйственного вуза; - для формирования профессиональных знаний и умений будущих специалистов-аграриев есть научно-обоснованные учебные планы и программы, программ же формирования такого приоритетного качества личности как установка на творческое саморазвитие социально-профессиональной компетентности не существует; формирование и развитие социальной и профессиональной компетенций студентов сельскохозяйственного профиля ведется хаотично и бессистемно; - нет четкой системы поэтапного включения студентов и преподавателей в учебно-профессиональную и внеучебную деятельность, способствующую формированию у будущих специалистов агропромышленного комплекса социально-профессиональной 7
Стр.7
установки на самореализацию в получаемой профессии и сельском социуме. Устранению указанных недостатков мешают возникшие в новых социально-экономических условиях противоречия между: - необходимостью формирования социально-профессиональной установки студентов и недостаточным вниманием руководителей сельскохозяйственных вузов к творческому саморазвитию будущих специалистов в этой области; - высокими потенциальными возможностями формирования социально-профессиональной установки студентов средствами всех дисциплин учебного плана и отсутствием поэтапной сквозной системы этой деятельности на основе преемственности педагогических действий всех преподавателей; - содержанием существующих учебных планов, рабочих программ и методик, ориентированных в основном на приобретение профессиональной квалификации в рамках знаниевой парадигмы и недостаточным уровнем реализации компетентностноориентированного подхода к социализации будущих специалистов агропромышленного комплекса и подготовки студентов к продуктивной деятельности в условиях сельскохозяйственного производства и сельского социума. Указанные недостатки и противоречия являются источником педагогической проблемы: «Каковы теоретические предпосылки, концептуальные положения и организационно-педагогические условия разработки и реализации системы поэтапного формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза на творческое саморазвитие в области социально-профессиональной компетентности?». Изложенные в монографии теоретические положения и практические рекомендации являются одним из результатов научного поиска в этом направлении и базой для дальнейших исследований проблемы повышения качества подготовки специалистов для агропромышленного комплекса. 8
Стр.8
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА 1.1. Проблема формирования установки студентов сельскохозяйственных вузов на развитие социально-профессиональной компетентности 1.1.1. Современное состояние кадрового потенциала агропромышленного комплекса страны Анализ научных источников и существующей практики показывает, что со второй половины XX века началось бурное развитие нового постиндустриального общества, в котором, по мнению ведущих российских ученых, прогрессивный вектор социальноэкономических преобразований складывается под влиянием таких направлений, как усиление индивидуальных начал, развитие прав и свобод личности, имеющих в качестве своей материальной основы частную собственность; социализация общественной жизни, выражающаяся в развитии местного самоуправления и других институтов гражданского общества; возрастающее влияние социокультурных, национальных, религиозных и других факторов [81]. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопряжен с увеличением уровня неопределенности окружающей среды, с возрастанием динамизма протекания процессов, многократным увеличением информационного потока. Активнее заработали рыночные механизмы в обществе, возросла социальная и профессиональная мобильность, появились новые профессии, произошла демаркация прежних профессий, так как к ним изменились требования – они стали более интегрированными, менее специальными. Динамизм и неопределенность становятся характеристиками всех сторон жизни человека, проявляются на всех ее уровнях, включая социальный и индивидуальный. 9
Стр.9
Характер этих изменений диктует необходимость формирования личности специалиста, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, стрессоустойчивой, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. В новых социально-экономических условиях обществу нужны «современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны» [40]. Эти принципиально новые социально-экономические условия выдвигают повышенные требования к личностной и профессиональной подготовке специалистов различного профиля на всех уровнях профессионального образования. Особого внимания требует совершенствование качества социальной и профессиональной подготовки будущих специалистов агропромышленного комплекса в сложившихся социальноэкономических условиях в стране. Агропромышленный комплекс (АПК) является многоотраслевой производственно-экономической системой и выступает как один из важнейших элементов народнохозяйственного комплекса. Приоритетное значение состояния сельского хозяйства, а в дальнейшем всего АПК, во все времена и во всех странах было неоспоримо, поскольку именно здесь решаются насущные, жизненно важные проблемы обеспечения населения продовольствием [50]. Масштабы значения совершенствования функционирования АПК в современных условиях резко возрастают, поскольку [50]: - за счет его продукции обеспечивается до 90% потребностей населения в продуктах питания; - в общем товарообороте большинства стран его продукция занимает также ведущее положение – достигая до 60-75%; - организации АПК выступают как важнейшие потребители продукции целого ряда других подкомплексов и производств (топливо, энергия, металл, лес, машины, оборудование и др.); - сами организации АПК являются основными поставщиками сырья для предприятий многих отраслей; 10
Стр.10
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ СТУДЕНТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ВУЗОВ 2.1. Концепция и модель системы формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов сельскохозяйственного профиля Прежде чем дать характеристику концептуальных положений разработки системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов кратко остановимся на сущности процесса педагогического проектирования. Теоретические основы педагогического проектирования разрабатывались В. П. Беспалько [15], В. С. Безруковой [11], Ю. К. Черновой [85] и другими исследователями. Педагогическое проектирование представляет собой предварительную разработку приоритетных компонентов предстоящей деятельности педагогов и студентов. Известно, что объектами педагогического проектирования являются педагогические системы, педагогические процессы и педагогические ситуации. Педагогическое проектирование совершается как ряд непрерывных этапов: моделирование, собственно проектирование и конструирование. Педагогическое моделирование состоит в разработке общей идеи создания новой педагогической системы. Педагогическое проектирование заключается в конкретизации модели на уровне преобразования основных компонентов вновь разрабатываемой педагогической системы в соответствии с требованиями вновь введенного системообразующего элемента. В нашем случае системообразующим элементом цели педагогической системы является формирование социально-профессиональной установки студентов. Педагогическое конструирование состоит в такой детализации разрабатываемого проекта, которая позволяет приступить к его реализации в конкретных условиях учебно-воспитательного процесса его участниками. По существу, конструкт есть руководство к педагогической деятельности. 63
Стр.63
Принципы педагогического проектирования и правила их выполнения сформулированы В. С. Безруковой [11]. При определении концептуальных положений разработки модели системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза мы исходим из социально-экономических требований к современному специалисту и приоритетных подходов к преобразованиям современной системы профессиональной подготовки молодежи. В частности, организацию процесса формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса следует вести с позиций проектирования новой педагогической системы, операциональным ядром которой становится включение студентов в разнообразные виды учебной и социально-профессиональной деятельности, способствующих развитию личности будущего специалиста. В связи с этим, первым концептуальным положением разрабатываемой модели является системный подход [45, 47]. Системный подход – направление методологии решения какой-либо проблемы, задачи, в основе которого лежит рассмотрение объектов, процессов, явлений как систем. Системный подход предполагает рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями. В силу высокой общности, системный подход основывается на ряде принципов диалектики: взаимосвязь и развитие, зависимость (связанность) и независимость (автономность), качественное развитие части и целого [45, 47]. Остановимся на характеристике особенностей проектируемой педагогической системы. Как искусственная, специально, в силу объективных законов развития общества, организованная, педагогическая система находится под постоянным «контролем» общества, то есть той социальной системы, частью которой она является. В данном исследовании формирование социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса на саморазвитие их социально-профессиональной компетентности понимается как социально-педагогическая подсистема, входящая в педагогическую систему подготовки специалистов, обеспечивающую профессиональное становление и развитие личности студента. 64
Стр.64
Педагогическая система подготовки специалистов, включающая в себя подсистему формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов, обладая признаками сложной, динамичной, функциональной системы, постоянно совершенствуется, адаптируясь к изменениям условий окружающей среды. Система подготовки студентов сельскохозяйственного профиля, как и каждая педагогическая система, характеризуется структурными и функциональными компонентами. Структурные компоненты – это основные базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых образует факт их наличия и отличает их от всех других непедагогических систем: цель, содержание обучения, средства педагогической коммуникации, педагоги, обучаемые. Функциональные компоненты – это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности педагогов и обучаемых и обуславливающие движение, развитие, совершенствование, функционирование педагогических систем и вследствие этого – их устойчивость, жизненность, выживаемость. В педагогических системах выделяют гностический, проектировочный, коммуникативный, организаторский и конструктивный функциональные компоненты. Вычленение структурных и функциональных компонентов способствует единому подходу к организации и управлению педагогическими явлениями и процессами. Это позволяет выйти на поиски наиболее общих закономерностей, свойственных функционированию педагогических систем [70]. Системный подход требует, чтобы каждое изменение в содержании, форме, действии любого компонента педагогической системы в соответствии с требованиями социального заказа и научно-технического развития сопровождалось адекватной содержательной и функциональной перестройкой всех остальных компонентов вновь проектируемой системы [45]. В данном исследовании в такой структурный компонент педагогической системы профессиональной подготовки будущих специалистов агропромышленного комплекса, как «цель», введен новый системообразующий элемент – формирование социальнопрофессиональной установки студентов на творческое 65
Стр.65
саморазвитие социально-профессиональной компетентности. Значит для достижения этой цели, согласно сформулированному выше требованию, все компоненты существующей системы подготовки специалистов должны быть «подстроены» под требования вновь введенного системообразующего элемента: формирование социально-профессиональной установки студентов. Помимо системообразующего элемента при проектировании обновляемой педагогической системы должен быть определен системообразующий фактор. Под системообразующим фактором необходимо понимать явление, состояние или предмет, способные объединить в единое целое компоненты взаимосвязанных подсистем, целенаправить их, стимулировать целостное деятельностное проявление, сохранив при этом оптимальную долю самостоятельности и автономии каждого из взаимосвязываемых компонентов [45, 47]. В дидактике в качестве системообразующих факторов выступают принципы обучения, которые интерпретируют цель, конкретизируют ее, делают более доступной для соединения с содержанием, методами, формами обучения. М. И. Махмутов дал обоснование системы специфических для профессионального образования принципов обучения. К ним относятся принципы: профессиональной целесообразности, политехнизма, преемственности, интеграции, единства обучения и воспитания, мотивации учения и труда, индивидуализации обучения [60]. При разработке системы формирования социальнопрофессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза в качестве системообразующего фактора логично взять принцип профессиональной целесообразности [11, 13]. В этом состоит второе концептуальное положение разрабатываемой системы. Принцип профессиональной целесообразности является требованием, выполнение которого способствует достижению целей профессионального образования по подготовке специалистов для сельского хозяйства. Следование этому принципу обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной профессии, с целью формирования профессионально важных личностных качеств, знаний и умений. 66
Стр.66
Опираясь на идеи В. С. Безруковой, сформулируем правила выполнения требований принципа профессиональной целесообразности применительно к разработке системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза на творческое саморазвитие социальнопрофессиональной компетентности. Эти правила состоят в следующем [11]: - осуществлять отбор содержания, методов, средств и форм подготовки будущих специалистов агропромышленного комплекса с учетом особенностей выбранной специальности и в помощь овладения ею; - формировать профессионально важные личностные качества студентов, способствующих усвоению профессии и выполнению социально-профессиональных функций; - расширять сферу знаний студентов о предстоящей профессиональной деятельности и направлениях подготовки профессионально и социально мобильных специалистов; - всемерно использовать разностороннюю внеучебную деятельность и профессиональную подготовку студентов в целях непрерывного развития и становления их личности, формирования социально-профессиональной установки и компетентности. Реализация принципа профессиональной целесообразности в условиях формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного профиля раскрывает связь между профессиональной и социальной сторонами образовательного процесса в вузе, предполагает ориентацию обучающихся не только на получение программных традиционных знаний и умений, а на творческое саморазвитие в области социально-профессиональной компетентности как профессионально важного качества личности. Для более полной характеристики второго концептуального положения заметим, что сущность любого принципа обучения раскрывается в содержании того противоречия, на разрешение которого он направлен. Принцип профессиональной целесообразности разрешает противоречие между требованиями общества по формированию всесторонне развитой личности (антропоцентрический подход) и необходимостью подготовки ее к активному участию в определенной области профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными 67
Стр.67
особенностями и общественными потребностями (социоцентрический подход). Важной составной частью теоретических предпосылок разработки модели формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса является взаимодействие принципа профессиональной целесообразности с другими специфическими для профессионального образования, принципами [11]. В этом состоит суть третьего концептуального положения проектируемой модели. Кратко остановимся на характеристике основных направлений этих взаимодействий. Так, принцип культуросообразности состоит в необходимости максимального использования в формировании социальнопрофессиональной установки будущих специалистов АПК культуры той среды, в которой находится их учебное заведение (культуры нации, общества, страны, региона, сельского социума). Правила осуществления принципа культуросообразности в контексте данного исследования состоят в следующем: - понимать педагогический процесс как составную часть культуры общества и семьи, как культурно-историческую ценность, заключающую в себе прошлый опыт воспитания, образования, обучения и закладывающую их будущее; - максимально использовать семейную и региональную, народную материальную и духовную культуру; - обеспечивать единство национального, интернационального, межнационального и интерсоциального начал в воспитании и образовании; - формировать творческие способности и установки студентов на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей [11]. Важным педагогическим условием формирования социальнопрофессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса является также взаимодействие принципа профессиональной целесообразности с принципом политехнизма. Современный уровень развития науки и производства, который характеризуется интеграцией общественных, естественнонаучных и технических знаний, предъявляет новые требования к специалистам в сельскохозяйственной отрасли в плане повышения потребности в специализации широкого профиля. Политехнизм не есть 68
Стр.68
какой-то особый предмет преподавания. Он должен пропитывать собой все дисциплины естественнонаучного, общепрофессионального и специального циклов, отражаться на подборе учебного материала и связывать его с предстоящей практической деятельностью будущего специалиста. Реализация принципа политехнизма при подготовке специалистов для агропромышленного комплекса направлена на формирование у студентов представления о технологическом аспекте современной научной картины мира как совокупности фундаментальных понятий о техносфере, способах получения и обработки материалов, энергии, информации, социально-техническом проектировании окружающей среды; на развитие у будущих специалистов технологического системного способа мышления и установки на активную производственную и общественную деятельность. Формирование у будущих специалистов сельского хозяйства социально-профессиональной установки на саморазвитие социально-профессиональной компетентности как личностного качества в значительной степени основывается также на последовательном выполнении требований принципа единства обучения и воспитания [11]. Формирование личности будущего специалиста – это процесс его воспитания, составной частью которого является профессиональная подготовка, учебные и производственные практики, участие в творческом производительном труде. Одно из важнейших требований принципа единства обучения и воспитания при разработке системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза состоит в оптимальном планировании различных видов деятельности и формировании профессионально значимых личностных качеств в соответствии с содержанием профессии, а также с потребностями социума и рынка труда. Взаимодействие принципа профессиональной целесообразности с политехнизмом, единством обучения и воспитания при разработке системы формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса обеспечивает выполнение требований принципа мотивации учения и труда студентов [11]. Учебный план подготовки специалистов для сельского хозяйства, наряду с обучением, предусматривает систематическое участие студентов в производительном труде. Это создает условия, при которых потребность студентов в 69
Стр.69

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.