Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Кафедра «Философия и история» Т. В. Филатов, О. А. Торопкова, Т. О. Акимова ФИЛОСОФИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Кинель РИЦ СГСХА 2013 ББК 87 Ф-51 Филатов, Т. <...> Первый – «История философии» ориентирован на рассмотрение развертывания не только самой философии, но и всего человеческого мышления. <...> Второй – «Актуальные вопросы современной философии» позволяет познакомиться с проблемами, в понимании и решении которых заинтересованы сегодняшняя наука и социальнополитическая практика. <...> ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН И ДО НАШИХ ДНЕЙ Тема 1. <...> Теоретический и личностный характер философии, ее основные проблемы. <...> Философия древнего мира: основные идеи и представители Предфилософия Древнего Китая и Древней Индии: этические учения Конфуция и Лао Цзы; религиозная философия индуизма и буддизма. <...> Милетская школа – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; эзоте5 рическое учение Пифагора; диалектика Гераклита; учение о бытии Протагора; атомизм Демокрита; учение о мышлении и о добродетели Сократа; учение Платона об идеях; философская система Аристотеля как глобальный синтез античной философской мысли. <...> Философия Средневековья и философия Возрождения: соотношение философии и религии, философии и искусства Религиозный характер средневековой философии. <...> Арабская средневековая философия: Ибн Сино и Ибн Рушд. <...> Фома Аквинский о соотношении религии, философии и науки. <...> Теоцентризм и проблема человека в средневековой философии. <...> Английский сенсуализм: эмпирический метод и теория индукции Бэкона; учение о природе и номинализм Гоббса; сенсуалистическое учение о познании Локка; субъективный идеализм Беркли; агностицизм Юма. <...> Континентальный рационализм: дуализм и учение о методе Декарта <...>
Философия.pdf
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Самарская государственная
сельскохозяйственная академия»
Кафедра «Философия и история»
Т. В. Филатов, О. А. Торопкова, Т. О. Акимова
ФИЛОСОФИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Кинель
РИЦ СГСХА
Стр.1
2013
ББК 87
Ф-51
Филатов, Т. В.
Ф-51 Философия : методические рекомендации / Т. В. Филатов,
О. А. Торопкова, Т. О. Акимова. – Кинель : РИЦ СГСХА,
2013. – 56 с.
Методические рекомендации включают в себя лекционный
курс и содержание семинарских занятий по дисциплине «Философия».
Издание
предназначено для студентов Самарской государственной
сельскохозяйственной академии.
2
Стр.2
© ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2013
© Филатов Т. В., Торопкова О. А., Акимова Т. О., 2013
ПРЕДИСЛОВИЕ
Курс философии является важнейшим базовым курсом цикла
гуманитарных дисциплин в Самарской государственной сельскохозяйственной
академии. Его основная задача – ввести индивида в
то, что можно назвать «смысловым полем» современной культуры.
Игнорирование или утрата смыслов превращает человека в носителя
бездумной активности, выражающейся нередко в разрушительной
агрессивности по отношению к миру и к себе подобным.
Думать о смысле каждого акта в отношении с миром – природой
и человеком – практическая необходимость нашего времени.
Преимущественная бездумность действий людей в предшествующие
столетия уже породила нарушение экологического равновесия,
биологической стабильности окружающей среды, поставила под
угрозу само человеческое существование. Специалист в области
сельского хозяйства – «природопользователь» – должен научиться
не только эффективно работать как профессионал, но и быть мудрым
в понимании смысла собственной деятельности, своего профессионального
и человеческого назначения. Эта мудрость приобретается
как путем личных раздумий, так и в результате изучения
того, каким образом в истории человечества решался вопрос о
смысле человеческой жизни, т.е. – посредством изучения философии.
Структура
предлагаемого курса включает в себя два раздела.
Первый – «История философии» ориентирован на рассмотрение
развертывания не только самой философии, но и всего человеческого
мышления. Второй – «Актуальные вопросы современной философии»
позволяет познакомиться с проблемами, в понимании и
решении которых заинтересованы сегодняшняя наука и социальнополитическая
практика.
3
Стр.3
Предлагаемая программа обозначает круг изучаемых вопросов
и те требования, которые предъявляются к обучаемым. Студент
должен последовательно разобраться в указанных вопросах
каждой темы, познакомиться с рекомендуемой литературой, понять
и запомнить значение основных понятий каждой темы, должен
уметь ответить на вопросы соответствующего семинарского занятия
и на вопросы для самоконтроля и тестирования. Помимо этого
каждый студент должен подготовить за период изучения философии
реферат по избранной теме. Выполнение вышеперечисленных
требований является необходимым условием допуска студента к
экзамену.
4
Стр.4
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС
ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ С ДРЕВНЕЙШИХ
ВРЕМЕН И ДО НАШИХ ДНЕЙ
Тема 1. Для чего нужна философия?
Ее значение для жизни человека
Мировоззрение, его значение и исторические типы – мифология,
религия, философия, наука. Способы реализации различных типов
мировоззрения – фетиш и магия, вера, рефлексия, рационализация
и эксперимент. Теоретический и личностный характер философии,
ее основные проблемы. Основной вопрос философии, две его
стороны.
Социально-культурные и национальные особенности развития
философии. Исторические этапы становления философии, ее школы,
течения, направления.
Тема 2. Философия древнего мира:
основные идеи и представители
Предфилософия Древнего Китая и Древней Индии: этические
учения Конфуция и Лао Цзы; религиозная философия индуизма и
буддизма.
Космоцентрический и этический характер античной философии.
Милетская школа – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; эзоте5
Стр.5
рическое учение Пифагора; диалектика Гераклита; учение о бытии
Протагора; атомизм Демокрита; учение о мышлении и о добродетели
Сократа; учение Платона об идеях; философская система
Аристотеля как глобальный синтез античной философской мысли.
Тема 3. Философия Средневековья и философия
Возрождения: соотношение философии и религии,
философии и искусства
Религиозный характер средневековой философии. Патристика:
Августин, Ориген, Тертуллиан. Арабская средневековая философия:
Ибн Сино и Ибн Рушд. Спор об универсалиях -- номинализм и
реализм. Схоластика: Ансельм Кентерберийский и Пьер Абеляр.
Фома Аквинский о соотношении религии, философии и науки. Теоцентризм
и проблема человека в средневековой философии.
Основные черты эпохи Возрождения: гуманизм, антропоцентризм,
натурфилософия. Н. Кузанский, Дж. Бруно. Человек в философии
и искусстве Возрождения.
Тема 4. Философия нового времени
XVII-XVIII вв.
Развитие науки и буржуазных отношений как условие формирования
философии Нового времени.
Английский сенсуализм: эмпирический метод и теория индукции
Бэкона; учение о природе и номинализм Гоббса; сенсуалистическое
учение о познании Локка; субъективный идеализм Беркли;
агностицизм Юма.
Континентальный рационализм: дуализм и учение о методе
Декарта; учение о монадах и предустановленной гармонии Лейбни6
Стр.6