Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

В поисках новых концепций

0   0
Первый авторМанн
Издательство[Б.и.]
Страниц14
ID2313
АннотацияОб авторе (Белинский Виссарион Григорьевич).
Кому рекомендованоОб авторе
Манн, Ю. В поисках новых концепций : Статья / Ю. Манн .— : [Б.и.], 1979 .— 14 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/2313 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» . <...>
В_поисках_новых_концепций.pdf
Ю. Манн В поисках новых концепций ---------------------------------------------------------------------------В. Г. Белинский. Собрание сочинений в девяти томах М., "Художественная литература", 1979 Том четвертый. Статьи, рецензии и заметки. Март 1841 - март 1842 OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru ---------------------------------------------------------------------------I 28 июня 1841 года Белинский писал своему другу В. Боткину: "...я теперь забился в одну идею, которая поглотила и пожрала меня всего... Во мне развилась какая-то дикая, бешеная, фанатическая любовь к свободе и независимости человеческой личности, которые возможны только при обществе, основанном на правде и доблести". В этом признании - как и в некоторых других, аналогичных, - выразилась суть нового периода развития критика - периода, датируемого началом 40-х годов. И, пожалуй, не только суть, но и тот импульс, под влиянием которого совершился переворот. Силой, прорвавшей теорию "примирения с действительностью", была именно "одна идея" - идея человеческой личности, отдельного, конкретного, неповторимого человеческого существа. счастия и благоденствия В чем оправдание всеобщего ("гегелевской Allgemeinheit"), если страдает частное? - спрашивал Белинский в другом письме к Боткину (от 1 марта 1841 года). Понимание исторической необходимости, строгое философское самовоспитание не принесет облегчения тому, кто на пути к общей гармонии своей личной судьбой должен выразить момент "дисгармонии". "...Если бы мне и удалось влезть на верхнюю ступень лествицы развития, - я и там попросил бы... отдать мне отчет во всех жертвах условий жизни и истории, во всех жертвах случайностей, суеверия, инквизиции, Филиппа II и пр. и пр.", "Ты - я знаю - будешь надо мною смеяться... - обращается Белинский к своему корреспонденту, - но смейся как хочешь, а я свое: судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира..." Новые взгляды Белинского складывались стремительно и бурно. В продолжение каких-нибудь нескольких месяцев - от марта до середины 1841 года - резко менялся ответ критика на вопрос, как соотносятся главные категории: человек и общество. Вначале отдельное противопоставлялось им целому, "индивидуум" - "миру". Такова была, так сказать, полемическая логика движения мысли Белинского, первоначальная фаза освобождения ох Молоха "общего". Но очень скоро критик признал необходимость новой, другой общей идеи, в которой бы примирились "индивидуум" и "мир". В письме, с которого мы начали статью, эта идея уже выражена достаточно отчетливо: Белинский мечтает об "обществе, основанном на правде и доблести" и именно в нем полагает возможным осуществление индивидуальных человеческих прав и потребностей. Говоря конкретнее, такой общей идеей для Белинского в первой половине 40-х годов была идея социализма, или "социальности", как он ее иногда называл (в письме к Боткину от 8 сентября 1841 года). В печати же для обозначения грядущего социалистического миропорядка критик прибегал к языку перифрастическому и подчас библейски-торжественному: "...Свет победит тьму, разум победит предрассудки, свободное сознание сделает людей братьями по духу - и будет новая земля и новое небо..." ("Руководство к всеобщей истории", 1842). Путь к "новой земле" прокладывается ценою огромного напряжения, крови и мук. В историческом миросозерцании Белинского вновь происходит оправдание момента дисгармонии, - той дисгармонии, которая несколько месяцев назад отвергалась им во имя индивидуальной человеческой судьбы. "Говорят, что дисгармония есть условие гармонии...", - иронически писал тогда критик. Теперь он оправдывает революционные перевороты, крутые меры преобразователей общества, жертвы. 8 сентября 1841 года Белинский пишет Боткину, что установление социальной справедливости не может произойти "само собою, временем, без насильственных переворотов, без крови. Люди так глупы, что их насильно надо вести к счастию. Да и что кровь тысячей в сравнении с унижением и страданием миллионов". 15 апреля 1842 года в письме к тому же Боткину критик вступался за якобинцев Робеспьер был не ограниченный человек, не интриган, не злодей, не ритор и что тысячелетнее царство божие утвердится на земле не сладенькими и и их вождя: "...дело ясно, что
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.