В. Г. Белинский
Цветы музы. Сочинение Александра Градцева
---------------------------------------------------------------------------Собрание
сочинений в девяти томах
М., "Художественная литература", 1979
Том четвертый. Статьи, рецензии и заметки. Март 1841 - март 1842
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------ЦВЕТЫ
МУЗЫ. Сочинение Александра Градцева. Санкт-Петербург. 1842. В
тип. А. Иогансона. В 8-ю д. л. 73 стр.
Несмотря на неблагоприятное время для поэзии, несмотря на то, что
теперь почти совсем не читают стихов, - новые поэты не перестают являться,
нежданные, непрошеные, а новые стихотворения так и плодятся, словно грибы
после дождя. Давно ли вышли стихотворения г. Бочарова; {1} давно ли
восхищались мы поэмою г. Молчанова "Повесть Ангелина" {2} - и вот являются
"Цветы музы" г. Градцева... Но это еще
не все: сколько надежд впереди,
сладостных надежд! _Сын природы_, Федот Кузмичев, приготовил "Поэму в 14
песнях" и - почему же не надеяться! - может быть, скоро потянутся, одно за
другим, собрания стихотворений поэтов "Библиотеки для чтения" и покойной
"Галатеи" - гг. Кропоткина, Щеткина, Степанова, Зотова,
Чужбинского,
Третьякова, Чернецкого, Скачкова, Соколова, Волкова, г-ж Шаховой, Падерной и
иных... Прекрасные стихотворения гг. Сушкова, Бахтурина, Быстроглазова давно
уже изданы и, сделав свое дело, то есть доставив публике большое
удовольствие, покоятся в кладовых - сих Елисейских полях умерших стихов и
прозы... Но обратимся к "Цветам музы" г. Градцева. Надо признаться, что эти
цветы не совсем красивы и ароматны; но в этом виновата не муза г. Градцева,
а типография г. Иогансона, на бесплодной почве которой возросли они...
Проницательные читатели поймут, что мы говорим о внешнем безобразии "Цветов"
г. Градцева; что же до внутреннего - о нем сейчас будет речь.
Снарядили корабль - громадный; он недвижим стоит у морской бездны, и по
влажной и бурной степи летит взором, как сокол, - а сам думает: "О, гремучие
волны! недолго мне стоять; спущусь я тяжелою пятою _к вам_ на хладную грудь,
как гений раздора..."
Мне небо отвагу и силу дало
Носиться над бурною глубью;
Разрежу я ваше седое чело
Своею широкою грудью!
Теперь, читатели, мы вам самим предоставляем приятный и полезный труд
отыскать единство образности в смелых и "цветистых" тропах музы г. Градцева:
сперва корабль грозит волнам спуститься тяжелою пятою на их (или, как
выражается муза г. Градцева, к ним) хладную грудь; а потом хочет своею
широкою грудью резать их седое чело; из этого сбивчивого обстоятельства
очень естественно вытекает вопрос о фигуре корабля, то есть о том, где у
него грудь и где ноги, или "пята"; и потом о фигуре волн, то есть где у них
"седое чело" и где "хладная грудь"... Не сознавая себя в силах решить такой
мудреный вопрос, будем продолжать историю корабля и волн. Погрозивши волнам,
наш корабль, "одетый величьем и с _пламем_ в очах", торжественно погрузился
в воды _ме(ѣ)_дной пятой, "_всклубляя_ свой флаг распущенный";
волны
осердились -и давай бросаться ему на грудь; но "бегун морей" не струсил - он
начал работать и грудью и пятою: грудью он дерется, а пятой "смял волны".
Волны, видя, что плохо дело, что дракой
ничего не возьмешь, очень хитро
придумали испугать "бегуна морей" дикими, напыщенными стихами: "Ты-де, -
говорят они, - _быстрой и упорной встречей разрушал наше восстание_ (чудная
мысль, смелый оборот!) _и исторгал из нас рыданья_; но не гордись своею
стальною грудью - ты р_у_к_о_т_в_о_р_н_о_с_т_ь человека, ты духом тленья
отягчен; а мы (то есть волны) созданы от века, _к нам недоступен смертный
сон_; беги же вон из моря". Но корабль себе на уме: его не надуешь плохими и
бессмысленными стихами - ведь он и сам мастер кропать их. "Врете вы", -
крикнул он на них -
_И быстро сорвал свой якорь чугунный_,
Торжественной думой взлетев к небесам,
Стр.1