Н
. В
.
Н
а
лив
а
йко
В
. И
.
П
а
рш
иков
Т. С
. Ко
с
ен
к
о
Новосибирский государственный педагогический университет
Институт философии и права СО РАН
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ № 1 (52) 2014
Всероссийский научный журнал
Редакционная коллегия
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор НИИ ФО
НГПУ
заместитель
главного редактора,
доктор философских
наук, профессор
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук
К. К. Бегалинова доктор философских наук, профессор (Казахстан)
Е. В. Брызгалина кандидат философских наук, доцент (Москва)
А. Д. Герасёв
А. А. Грякалов
А. Ж. Жафяров
А. А. Корольков
доктор философских наук, профессор,
академик РАО (Санкт-Петербург)
Б. О. Майер
В. И. Панарин
Н. Пелцова
доктор философских наук, проректор по науке НГПУ
доктор философских наук
доктор философских наук, профессор (Чехия)
И. А. Пфаненштиль доктор философских наук, профессор (Красноярск)
Н. С. Рыбаков
Н. А. Ряписов
доктор философских наук, профессор (Псков)
доктор экономических наук, проректор по учебной
работе НГПУ
О. Н. Смолин
В. С. Стёпин
В. В. Целищев
Учредители:
ФГБОУ ВПО
«Новосибирский
государственный
педагогический
университет»
Научно-исследовательский
институт
философии
образования
Институт философии
и праваСО РАН
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 6 раз в год
Журнал зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
коммуникаций
ПИ № 77-12553
от 26 апреля 2002 г.
© НИИ ФО НГПУ, 2013
Все права защищены
доктор философских наук, зам. председателя Комитета
по образованию Государственной Думы РФ (Москва)
академик РАН (Москва)
доктор философских наук, директор
Института философии и права СО РАН
Я. С. Турбовской доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН (Москва)
Е. В. Ушакова
А. Хогенова
А. Н. Чумаков
Н.М. Чуринов
доктор философских наук, профессор (Барнаул)
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор (Москва)
доктор философских наук, профессор (Красноярск)
СОДЕРЖАНИЕ
Слово редактора ................................................................................................................. 3
Раздел I. ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Драч И. И. (Киев). Использование синергетического подхода
в управлении образовательными системами........................................................... 4
Матронина Л. Ф. (Москва). Качество образования
как императив современности ................................................................................ 11
Голиков Н. А. (Тюмень). Социальная состоятельность как индикатор
качества образования ................................................................................................ 19
Федотова А. В., Баева Л. В., Храпов С. А. (Астрахань). Инновационные
стратегии образовательного менеджмента (внедрение CDIO
в Астраханском государственном университете) ................................................. 27
Евзрезов Д. В., Майер Б. О. (Новосибирск). Эпистемологический истоки
и аспекты форсайт ..................................................................................................... 32
Раздел II. СОВРЕМЕННЫЙ ВУЗ В УСЛОВИЯХ
ОБЩЕСТВА ЗНАНИЯ И ИНФОРМАЦИИ
Кудашов В. И., Груздев А. А. (Красноярск). Общество знания
и перспективы дистанционного образования ........................................................ 43
Заякина Р. А. (Новосибирск). Отечественный вуз в социальных сетях:
проблемы мотивации и выбора формы взаимодействия .................................... 50
Гузев М. А., Красильников И. О., Никитина Е. Ю. (Владивосток).
Консолидация как системообразующий фактор учебного заведения
(на примере построения системы управления электронным обучением)........ 56
Чернявская В. С., Самойличенко А. К. (Владивосток). Интеграция
рефлексивных информационных технологий в вуз:
развитие метамышления субъектов дизайн-образования ................................... 60
Великодная Е. Н. (Украина, Днепропетровск). Характер рисков для здоровья
личности в медиа-информационном образовательном пространстве ............... 64
доктор биологических наук, профессор, ректор НГПУ
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург)
доктор физико-математических наук, чл.-кор. РАО
Стр.1
Артемьева И. Л., Болгов М. А. (Владивосток). Методологические аспекты
создания многоязыковой многопредметной системы поддержки онлайнконтестов
.................................................................................................................... 70
Раздел III. ПРИГЛАШАЕМ К ДИСКУССИИ
Турбовской Я. С. (Москва). Метаморфизм науки
как угроза государственной безопасности ............................................................ 75
Раздел IV. ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ
ОБРАЗОВАНИЯ И ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Крашенинина А. О. (Томск). Трансформация академической свободы
и ответственности немецкого университета в обществе модерна и
постмодерна .............................................................................................................................. 93
Кравцов Ю. С. (Днепродзержинск). Перспективы модернизации cферы
образования в Украине: социально-философский аспект ................................. 101
Излученко Т. В. (Красноярск). Исламское образование:
современное положение и перспективы ............................................................. 106
Кондратьева Т. Н. (Новосибирск). К проблеме экологического воспитания
в Бурятии на основе этноэкологических традиций титульного народа .......... 112
Ротенфельд Ю. А. (Луганск). Философия как метапредмет в школе:
основы интеграции гуманитарных и естественнонаучных знаний.................. 117
Никитина Р. С., Винокурова Е. И. (Якутск). Образовательная деятельность
в школах с учетом социокультурных условий в местах традиционного
проживания коренных малочисленных народов Севера, ................................. 125
Першукова О. А. (Киев). Лингвофилософские основы многоязычного
образования школьников в Европе ....................................................................... 131
Раздел V. ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ГУМАНИЗАЦИИ
РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Павлова Т. А. (Барнаул). Ограничение свободы человека в контексте
социальной безопасности современной России ................................................. 140
Плотникова О. В. (Владивосток). Гуманитаризация естественнонаучного
образования как условие совершенствования
образовательного пространства России .............................................................. 146
Примеров Н. А. (Новосибирск). Народная культура и формирование
духовно-нравственного потенциала личности .................................................... 151
Раздел VI. КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Чудомех В. Н. (Крым, Симферополь). Общественное образование
как проектирование будущего: реалии и возможности .................................... 159
Гнитецкая Т. Н., Иванова Е. Б. (Владивосток). История развития
проблемы межпредметных связей ....................................................................... 166
Гнитецкая Т. Н., Карнаухова E. В. (Владивосток), Алмаев Н. А. (Москва).
Организация мотива достижения при изучении физики
у студентов первых курсов .................................................................................... 170
Варламова Е. Ю. (Чебоксары). Сравнительная характеристика содержания
профессиональной компетентности бакалавров и магистров
по направлению подготовки «Лингвистика» ....................................................... 174
Андронникова О. О. (Новосибирск). Возможности трансформации дезадаптивных
форм виктимного поведения подростков в образовательном пространстве ....... 178
Сапрыкина А. Н. (Новосибирск). Социокультурный кластер территории
как фактор ее инвестиционной привлекательности .......................................... 185
Мусат Р. П. (Красноярск). Социальный контекст художественной картины мира . 194
Раздел VII. ИНФОРМАЦИЯ
Стенограмма вебинара по проблемам прогнозирования в современном
образовании «Живое слово Константина Дмитриевича Ушинского» ............. 201
Правила оформления статей для авторов ................................................................... 212
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых научных
изданий и журналов,
рекомендуемых ВАК
для публикации основных
научных результатов
диссертаций на
соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Издание подготовлено
при финансовой
поддержке проектов
партнерских фундаментальных
исследований
СО РАН
№ 26(2012-2014)
“Новые парадигмы
социального знания”
Редакторы
В. И. Смирнова,
Е. А. Бутина
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной верстки
Н. А. Бутин
Набор
Т. С. Косенко,
Е. С. Сусуева
Адрес редакции:
630126, Новосибирск,
ул. Вилюйская, 28
т. 244-16-71
Подписано в печать
25.12.2013
Формат 70x100/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Усл.-печ. 28,5 л.
Уч.-изд. 29,0 л.
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ №
Издательство
СО РАН, 630090
Новосибирск,
Морской
проспект, 2
Отпечатано
в Издательстве
СО РАН, 630090
Новосибирск,
Морской
проспект, 2
Стр.2
Раздел I
ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Part I. THE PROBLEMS OF EDUCATION QUALITY
УДК 378+13
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
(Киев)
Автор обосновывает целесообразность и анализирует сущность синергетического
подхода к компетентностно ориентированному управлению подготовкой
будущих преподавателей высшей школы. В статье выделены ключевые
положения синергетической методологии и исследованы основные
принципы синергетики, которые следует учитывать при компетентностно
ориентированном управлении. Таким образом, обоснованы условия реализации
синергетического подхода к профессиональной подготовке будущих
преподавателей вузов.
синергетический подход, компетентностно ориентированное
управление, профессиональная подготовка, открытость, нелинейность,
самоорганизация.
SYNERGETIC AS A BASIS OF COMPETENCE BASED
MANAGEMENT TRAINING OF FUTURE TEACHERS
IN HIGHER EDUCATION
(Kiev)
The author substantiates the feasibility and analyzes the essence of a synergistic
approach to the competence based management training for future high school
teachers. The article highlights the key provisions of synergetic methodology and investigates
the basic principles of synergy, you should consider when the competenceoriented
management. Thus the realization of the synergetic approach to training
future high school teachers was substantiated.
Драч И. И., 2014
Драч Ирина Ивановна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления учебными
заведениями и педагогики высшей школы Университета менеджмента образования Национальной
Академии педагогических наук Украины.
Е-mail: drach_i@ukr.net
Drach Irina Ivanovna – Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of the Chair of Management
of Educational Institutions and the Higher Education Pedagogy, the University of Education
Management of the National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine.
4
И
.
И
.
Д
р
ач
Клю
ч
евы
е с
л
о
ва:
I.
I
.
Drac
h
Стр.3
И. И. Драч
synergistic approach, competence based management, training,
transparency, non-linearity, self-organization.
Важная роль в процессе развития высшего образования Украины, направленного
на обеспечение качества подготовки компетентных специалистов
в соответствии с требованиями государства, общества и личности, принадлежит
преподавателям высшей школы. Подготовка будущих преподавателей
высших учебных заведений осуществляется в Украине не только в аспирантуре,
но и в вузах путем профессиональной подготовки в магистратуре по
специальности «Педагогика высшей школы».
Профессиональная подготовка определяется нами как «непрерывный
и управляемый процесс приобретения личностью субъективного опыта профессиональной
деятельности ... для формирования профессиональной компетентности
...» [1, с. 133].
Изменение парадигмы образования происходит в условиях инновационного
развития общества, кардинальной модернизации профессиональной
подготовки в направлении соответствия ее структуры и содержания перспективным
потребностям государства, общества и личности. Это влечет за
собой необходимость модернизации организационного и кадрового обеспечения
учебно-воспитательного процесса, повышения качества учебного процесса
путем оптимизации содержания обучения и внедрения инновационных
педагогических технологий, гуманизации и гуманитаризации. В этих условиях
в существенной модернизации нуждается и парадигма управления
профессиональной подготовкой.
Специфика управления профессиональной подготовкой будущих преподавателей
высшей школы обусловлена пониманием сущности их профессиональной
компетентности, которая трактуется нами как интегральная способность
личности, определяемая психолого-педагогическими и профессиональными
знаниями и умениями, ценностными ориентациями в социуме,
мотивами деятельности, стилем общения, общей культурой, способностью
к целенаправленному саморазвитию, способностью понимать и взаимодействовать
с окружающими, социально и профессионально значимыми личностными
качествами.
Особенность компетентностной ориентации системы управления профессиональной
подготовкой будущих преподавателей высшей школы состоит
в том, что она фокусирует внимание на присутствии в образовательном
процессе «человеческого фактора», обладающего внутренним потенциалом
самоорганизации и саморазвития. Исходя из этого, возникает необходимость
дополнения прежних ориентиров в управлении образовательной деятельностью,
что обусловливает поиск новых, а не только оптимизацию старых
представлений о методологических основах управления.
В условиях информационного общества, которое характеризуется нестабильностью
и высокой динамичностью общественных процессов, требует
развития творческого потенциала личности, все большую актуальность в педагогической
науке приобретает синергетический подход, предполагающий
познание процессов и явлений в нелинейных, когерентных, открытых системах.
5
Key
w
o
rd
s:
Стр.4