2008/№3(15)
Сос тав ре дак ции жур на ла
«Спор тив ный пси хо лог»
Журнал осуществляет свою деятельность под патронажем
ректора Российского государственного Университета физической культуры, спорта и туризма,
заведующего кафедрой «Теории и методики прикладных видов спорта и экстремальной
деятельности», доктора педагогических наук, профессора Александра Николаевича Блеера
Уч ре ди те ли жур на ла:
Рос сийс кий Го су да р ствен ный Уни вер си тет фи зи чес кой куль ту ры спорта и туризма
Ас со ци а ция спортивных пси хо ло гов РФ
Глав ный ре дак тор:
Не по па лов Вла ди мир Ни ко ла е вич — кан ди дат пси хо ло ги чес ких на ук, профессор РГУФКСиТ,
член-корреспондент Международной академии психологических наук.
Научная редакционная коллегия:
Дер кач Ана то лий Алек се е вич — ака де мик РАО, д.пс.н., про фес сор, РАКС, Мос к ва.
Ма ты цин Олег Ва си ль е вич — член-корр. РАО, д.п.н., про фес сор, РГУФКСиТ, Мос к ва.
Не вер ко вич Сер гей Дми т ри е вич — член-корр. РАО, д.п.н., про фес сор, РГУФКСиТ, Мос к ва.
Ро ди о нов Аль берт Вя чес ла во вич — д.п.н., про фес сор, РГУФКСиТ, Мос к ва.
Вол ков Игорь Пав ло вич — д.пс.н., про фес сор, СПбГУФК, Санкт-Пе тер бург.
Гор ская Га ли на Бо ри сов на — д.пс.н., про фес сор, Ку бан ский ГУФК, Крас но дар.
Воронова Валентина Ивановна — к.пс.н., профессор, НУФВиС, Киев, Украина.
Лож кин Ге ор гий Вла ди ми ро вич — д.пс.н., про фес сор, Ин-т психологии, Ки ев, Ук ра и на.
Мо ро са но ва Вар ва ра Иль и нич на — д.пс.н., про фес сор, ПИ РАО, Мос к ва.
Погорелов Дмитрий Юрьевич — к.пс.н., Президент Федерации спортивной акробатики РФ.
Со пов Вла ди мир Фе до ро вич — к.пс.н., про фес сор, РГУФКСиТ, Мос к ва.
Стрелков Юрий Константинович — д.пс.н., про фес сор, факультет психологии МГУ.
Ху да дов Ни ко лай Алек сан д ро вич — д.п.н., ВНИ ИФК, Мос к ва.
Дри жи ка Ана то лий Ге ор ги е вич — д.п.н., про фес сор, ПИ Южного Федерального университета,
Ро с тов-на-До ну.
Ава не сян Грант Ми хай ло вич — д.пс.н., профессор, ЕГУ, Ере ван, Ар ме ния.
Си виц кий Вла ди мир Ген на дь е вич — к.п.н., профессор, БГУФК, Минск, Бе ла русь.
Мал кин Ва ле рий Ра фа и ло вич — к.пс.н., профессор, Уральский Государственный Университет,
Екатеринбург.
Симоненкова И.П. — магистр психологии, спортивный психолог Латвийской федерации футбола.
Том сон Кай во — PhD, Ла бо ра то рия био ло гии спор та Тал линнско го уни вер си те та,
Тал линн, Эс то ния.
Шоку Навабинежат — профессор исламского Азад Университета, Тегеран, Иран
Янев Вен цис лав — док тор на ук, стар ший на уч ный со труд ник На ци о наль ной спор тив ной
Ака де мии, Со фия, Бол га рия.
Тех ни чес кий ре дак тор: Буль ков Юрий Ни ко ла е вич, ти пог ра фия «Анита Пресс», Моск ва.
Фотографии предоставил: Управление информации и связи с общественностью, Управление
информационных технологий и Организационно спортивный отдел РГУФКСиТ.
Перевод на английский — Столетова В.
Ме то дист ре дак ции, ди зай н, вёрстка: Шахова Е. Н., Шабаш Н. В.
Отпечатано в ООО «Анита Пресс»
Тел./факс: (495) 231-49-81
EImail: APDelta@mail.ru
Тираж 999 экз.
Свидетельсво о регистрации
средств массовой информации
ПИ № ФС77-21123 от 19. 05. 05
Стр.1
№3(15)/2008
оглавление
ПРОБЛЕМЫ
И ИСТОРИЯ
СПОРТИВНОЙ
ПСИХОЛОГИИ
Кирсанова Л. В. – психолог-консультант
Коллегии Футбольных Арбитров РФС, д.п.н.
АРБИТР НА ФУТБОЛЬНОМ ПОЛЕ ИЛИ НЕСКОЛЬКО СЛОВ
О ПСИХОЛОГИИ ФУТБОЛЬНОГО СУДЕЙСТВА .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Неверкович С. Д. – член-корр. РАО, д.п.н., профессор РГУФКСиТ
Мушаков А. А. – соискатель кафедры педагогики РГУФКСиТ
Статья 3. РЕФЛЕКСИВНАЯ КУЛЬТУРА СПОРТИВНОГО ПЕДАГОГА
III. Рефлексивная культура – как механизм совершенствования
профессиональной деятельности физкультурных кадров. .
.
ПСИХОЛОГИЯ
ЛИЧНОСТИ
В СПОРТЕ
ПСИХОЛОГИЯ
ТРЕНИРОВКИ
И ПОДГОТОВКИ
Ложкин Г. В – д.пс.н., профессор
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СПОРТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Нгуен Куок Хай – аспирант кафедры психологии РГУФКСиТ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ТЕННИСИСТОВ
К КОНКРЕТНОМУ СОРЕВНОВАНИЮ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Находкин В. В – к.п.н., доцент
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРОВ НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО
СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Орлов А. В. – доцент кафедры теории и методики футбола РГУФКСиТ
Лексаков А. В. – профессор, зав. каф. теории и методики футбола РГУФКСиТ
МЕХАНИЗМЫ И ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ
В МИНИ-ФУТБОЛЕ .
.
ПСИХОЛОГИИ
ВИДОВ СПОРТА
МЕТОДЫ
И ТЕХНОЛОГИИ
СПОРТИВНОЙ
ПСИХОЛОГИИ
ПСИХОЛОГИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Чуча О. Л. – аспирантка факультета психологии МГУ
им. М. В. Ломоносова, преподаватель кафедры психологии РГУФКСиТ
РОЛЬ РИТМА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ. . . . . . . . . . . . . . . 38
Сивицкий В. Г. – к.п.н., профессор, БГУФК
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 29
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 9
.
.
.
.
.
.
. 4
.
.
.
.
.
.
Селищева Е. А – инструктор групповых занятий по аэробике
Абушкин Б. М. – к.пс.н., доцент
Родионов В. А. – д.п.н., руководитель
ВЛИЯНИЕ ФИТНЕС-ТРЕНИРОВОК НА ПСИХИЧЕСКОЕ
СОСТОЯНИЕ ТРЕНИРУЮЩИХСЯ ЖЕНЩИН. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
/2/
.
.
.
.
.
.
.
. 42
Стр.2
2008/№3(15)
Головина Л. Л.– кандидат биологических наук, доцент
Блеер А. Н. – доктор педагогических наук, профессор, РГУФКСиТ
Копылов Ю. А. – кандидат педагогических наук
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ
ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ЮНОШЕЙ 15-17 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ
БОКСОМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ .
.
ПСИХОФИОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФК И СПОРТА
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Москатова А. К. – доктор педагогических наук, профессор, РГУФКСиТ
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ «НЕВИДИМЫХ» ПСИХОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ
РЕЗЕРВОВ СПОРТСМЕНА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
В ПОМОЩЬ
ТРЕНЕРУ
Смит Р. Е.– PhD, психолог-консультант – США
АНАЛИЗ КОМПОНЕНТОВ СПОРТИВНОГО СТРЕССА .
Боскович Д., Тукарк А., Милич С. – PhD – Югославия
ТРЕВОГА КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРЕЛКА . . . . . . . . . . . . . . 64
ПСИХОЛОГИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
Никитина Е. Д.– к.п.н, профессор, МГАФК
Наумова А. В.– ст.преподаватель кафедры
ПАРАДИГМА КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПРОБЛЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА. . . 66
НАУЧНАЯ
ЖИЗНЬ
Родионов А. В. — д.п.н., профессор, зав. кафедрой психологии РГУФКСиТ
ПРЕДОЛИМПИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ КОНГРЕСС «МЕЖДУНАРОДНОЕ
СОБРАНИЕ НАУКИ, ОБРАЗОВАКИЯ И МЕДИЦИНЫ В СПОРТЕ»
(г. Гуангжоу, Китай, 1–4 августа 2008 года). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
Сивицкий В. Г. – к.п.н., профессор, БГУФК
ВСТРЕЧИ СПОРТИВНЫХ ПСИХОЛОГОВ НА БЕЛОРУССКОЙ ЗЕМЛЕ . . . . 71
Неверкович С. Д.– член-корр. РАО, профессор, РГУФКСиТ
Непопалов В. Н.– к.пс.н., профессор кафедры психологии РГУФКСиТ
XXIII Мерлинские чтения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
Прядеин В. П. (Екатеринбург)
СЕКЦИЯ 3. Личность и интегральная индивидуальность.
Многоуровневое исследование состояния страха .
.
АРХИВ
ИНФОРМАЦИЯ
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Черникова О. А.– профессор кафедры психологии ГЦОЛИФК
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНЫХ ЭМОЦИЙ .
Дополнение к статье Пилояна Р. А., Пузенкова Н. Ф.,
опубликованной в предыдущем номере .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Об открытии в РГУФКСиТ специализации «СПОРТИВНЫЙ ПСИХОЛОГ» .
.
.
.
.
. 75
. 77
. 85
. 87
Т. Лири опросник самооценки
СВОЙСТВА ХАРАКТЕРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
SUMMARY. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
К сведению авторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .96
/3/
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 61
.
. 51
Стр.3
информация
№3(15)/2008
SUMMARY
Kirsanova L. V. – doctor of pedagogical science, psychologist
– adviser of the Board of Football Arbitrators
of the Russian Football Council
THE ARBITRATOR ON THE FOOTBALL FIELD
OR SOME WORDS ABOUT PSYCHOLOGY OF
FOOTBALL JUDGING
In clause the urgent problems – creation of conditions
for realization of means of the psychological help
are reflected at work of the psychologist with the football
arbitrators. The psychological contents of activity
of the arbitrator, methods of psychological diagnostics
and selection of the football arbitrators is considered
(examined).
Neverkovich S. D. – associate member of the Russian
Academy of Science, doctor of pedagogical science,
professor of the Russian State University of Physical
Culture, Sport and Tourism
Mushakov А. А. – competitor of faculty of pedagogics
of the Russian State University of Physical Culture,
Sport and Tourism
Clause 3. Reflexive сulture of the coaches
III. Reflexive culture – as the mechanism of perfection
of professional activity of the sports staff.
In final clause the authors, from the methodological
point of view, consider (examine) questions
of transition from a classical type of professionalism
to reflexive culture of the teacher. The conditions and
components of ref in educational activity are considered
(examined).
Lojkin G. V. – doctor of psychological science, professor,
deserved figure of a science and engineering of
Ukraine, Institute of psychology АПН of Ukraine
THE
PSYCHOLOGICAL
ANALYSIS
of
a
PHENOMENON of PROFESSIONAL DEFORMATION
of the PERSON In SPORTS
The author considers (examines) a phenomenon and
mechanisms of psychological deformation of the person
in sports, the components of influence (operating, cognitive
and communicative) and development of the given
phenomenon are allocated. The question on an estimation
and development of measures of the prevention
(warning) is put.
Nguen Kuok Hay – post-graduate student of faculty
of psychology of the Russian State University of Physical
Culture, Sport and Tourism
PSYCHOLOGICAL PREPARATION of tennis
players
To CONCRETE COMPETITION
In clause the author the results of research of a
complex of means of psychological preparation tennis
players, based on programming of the information and
actions атлета are considered (examined).
Nahodkin V. V. – candidate of pedagogical science,
senior lecturer managing faculty of age and pedagogical
psychology PI YAGU
ORGANIZATION of psychological and
PEDAGOGICAL SUPPORT of
educational of
the
TAXES AT a STAGE of MAXIMUM SPORTS SKILL
In clause the questions of psychological support of
preparation атлетов are considered (examined) which
is directed on restoration of a mental condition, it (him)
success, stability and reliability. The tasks and methods
of support are formulated, the fragment of work of the
psychologist with athlet is resulted.
Orlov А. V. – senior lecturer of pulpit of the theory
and technique of football
LEKSAKOV – professor, manager of the pulpit of the
theory and techniques of football
MECHANISMS And FACTORS of MENTAL regulation
of PERFECTION of speed and POWEr preparedness
In MINi – FOOTBALL
Clause reflects theoretical and experimental research
of mental processes determining effective preparation
атлетов in mini-football. On the basis of the received
data the author has developed innovation pedagogical
technology of speed and power preparation.
Chucha О. L. – teacher of pulpit of psychology of the
Russian State University of Physical Culture, Sport and
Tourism, graduate student of pulpit of psychology by
Moscow State University
ROLE of a RHYTHM In ART GYMNASTICS
In clause to be put a question: what place borrows
(occupies) a rhythm in construction of movement
гимнастки? The basis of research is made by (with) the
theory of construction of movement N. А. Bernshtein.
At construction of movements the author allocates
(removes) the large role to installations, which are
formed in activity and define (determine) its (her) various
components.
Sivitskiy V. G. – candidate of pedagogical science,
senior lecturer, BGUFK
CONDITIONS of EFFICIENCY of
PSYCHOLOGICAL SUPPORT of the SPORTSMEN
The materials, submitted in clause, grow out generalizations
of practical experience of psychological support
of the sportsmen, theoretical analysis of various systems
of psychological preparation in our country and abroad.
The various forms of such support and variety of kinds
of activity of the sports psychologist are allocated.
/94/
Стр.94
2008/№3(15)
Selisheva Е. А. – instructor of group employment
(occupations) on aerobics of the centre «Empire of
Fitness»;
Abushkin B. М. – candidate of psychological science,
senior lecturer of institute of psychology, sociology and
social attitudes (relations) (IPSSO) MGPU;
Rodionov V. А. – doctor of psychological science,
chief of the centre of scientific researches and monitoring
(IPSSO) MGPU
INFLUENCE of Fitness-TRAININGS ON a MENTAL
CONDITION
THE TRAINING WOMEN
In research the influence of fitness-trainings on
mental sphere is considered (examined) at loadings on
physical. The purpose of fitness-trainings consists in initial
increase of results up to an optimum level with the
subsequent maintenance of this level long time. Thus,
experimentally comes to light influences of physical
loadings on formation of mental properties of the person
and its (her) mental warehouse.
Golovina L. L. – candidate of
biological sciences,
senior lecturer of faculty of physiology the Russian State
University of Physical Culture, Sport and Tourism
Bleer А. N. – doctor of pedagogical sciences, professor
of the Russian State University of Physical Culture,
Sport and Tourism
Kopilov U. А. – candidate of pedagogical sciences,
Institute of age physiology of the Russian Academy of
Science
SOCIAL – PSYCHOLOGICAL ASPECTS of
CORRECTION larval DEVELOPMENT of the young
MEN 15-17 YEARS ENGAGED in BOXING In a comprehensive
SCHOOL
Clause reflects an experimental research directed
on correction of behaviour of the teenagers «of group of
информация
risk» in process тренировочных of employment (occupations)
in school section on boxing.
Moskatova A. K. – Doctor of pedagogical sciences,
professor department of Physiology RSU Physical education,
Sport and Tourism, Master of Sport URSS.
VISUALIZATION THROUGH «INVISIBLE»
PSYCHO-ENERGY LATENT
RESERVES OF THE ATHLETE.
Brief review with commentaries on XII International
Scientific Congress «Science. Information. Spirit «and
practice of Bioelectrography: (GDV] ~ Gas discharge
visualization / / July 2008, Saint-Petersburg / / , the certain
research by using of the GDF-technology for
electrophotonic scanning of the «Life energy «as the
reserves functional, psycho-emotional state and especial
physical working capacity of the young and adult
athletes, and its connection with their readiness to
competition.
Nikitina Е. D. – candidate of pedagogical sciences,
professor, manager of the pulpit of Pedagogics and psychologies
Moscow State Academy of Physical Culture
Naumova А. V. – senior teacher of faculty of pedagogics
and psychology of the Moscow State Academy of
Physical Culture
MODERN COMPETENT PARADIGM OF
EDUCATION IN RESEACHES OF PROBLEMS IN
PHISIKAL TRAINING AND SPORTS
The authors open notions ««competence» and
««competence» (attribution, capacity, cognizance, competence,
conusance, power, province) in context of
historical development of science. They conduct correlation
between activization of learning process of students
who study in Institutes of Physical Training and Sports
and the future professional competence of the one. The
also open the notion paradigm regarding to leavening
process and analysis of the works by problem notions.
/95/
Стр.95
№3(15)/2008
К сведению авторов
Журнал «Спортивный психолог» публикует оригинальные
теоретические, экспериментальные и прикладные
работы, а также обзоры отечествен ных и
зарубежных исследований по следующим направлениям
(и разделам) спортивной психологии:
проблемы и история психологии спорта,
–
фи зической культуры и Олимпийского движения;
психология команды (спортсмена, тренера);
психология подготовки, тренировки и сорев–
–
нования;
психология
экстремального спорта;
психология профессиональной карьеры в
спорте;
психология человека, имеющего отклонение в
–
–
–
физическом развитии;
психология восстановления и психорегуля ции;
психология физической культуры в школе и
–
–
вне школы;
психология семейной физической культуры;
психология управления и организации физической
культуры спорта;
психологические методы исследования, диаг–
–
–
ностики
и коррекции личности;
в помощь тренеру, спортсмену;
круглый стол (обзор писем читателей, дискус–
–
сии
и обсуждения);
психологии отечества;
научная жизнь;
за рубежом;
архивные материалы.
–
–
–
–
Редакция принимает материалы, напечатанные в
одном экземпляре в формате листа А-4, плюс дис кеты
с материалами для компьютерной обработки текста
в программе Word, а также иллюстрации (рисунки,
таблицы) к материалам в отдельных файлах.
Требования к авторам, предоставляющим
ре дакции журнала свои материалы:
1) кегль шрифта в документе — 12 pt;
2) текст документа в Word не выделяется фигурными
элементами типа кружочков, квадратиков,
стрелочек и т.п.;
105122 Москва, Сиреневый бульвар, 4,
РГУФК, кафедра психологии А. В. Родионову
(заведующий кафедрой)
albertrodi-onov@yahoo.com
или В. Н. Непопалову
(главный редактор журнала).
psyrgufk@mail.ru
Телефон кафедры 8-499-166-53-89.
3) в тексте документа выделяются только ключевые
слова курсивом или жирным начертанием;
4) иллюстрации к статьям предоставляются в
от дельных файлах, в формате tiff с разрешением не
менее 150 dpi;
5) таблицы в тексте статьи набиваются в Word, a
не вставляются картинкой;
6) названия, выделенные в тексте статьи с
по мощью CAPS LOCK, не приветствуются;
7) объем рукописи, включая список цитированной
литературы, не должен превышать 7 страниц;
8) цитированная в статье литература приво дится
в алфавитном порядке в виде списка в конце статьи
(см. представленный в журнале стиль списка);
9) литература на иностранных языках дается
после отечественной;
10) к статье прилагаются сведения:
об авторе (дата рождения, фамилия, имя и
–
отчество, домаш ний почтовый адрес с индексом,
телефон, специ альность, ученое звание, место работы
и долж ность),
фотография (и) автора (ов),
аннотация (резюме) на английском.
–
–
Статьи, направленные авторам на доработ ку и не
возвращенные в редакцию к обозна ченному сроку,
исключаются из портфеля редак ции. Редакция знакомится
с письмами читателей, но в переписку не
вступает.
Материалы направляются в адрес редакции
простой или заказной бандеролью (но не ценной).
/96/
Стр.96